Судебный инвестор в России: кто он?

Рынок судебного финансирования в России еще в начальной стадии развития. Пока на нем практически не присутствуют так называемые институциональные инвесторы, тогда как на развитых рынках даже пенсионные фонды вкладывают средства в судебное финансирование.

Давайте выясним, кто же он – типичный судебный инвестор в России на этапе зарождения рынка. И каким он будет через 5–10 лет.

Частные инвесторы лидируют

Финансирование судебных процессов – сравнительно новый тип инвестиций, который активно обсуждают как в юридической, так и финансовой среде. Стремительное развитие судебного инвестирования, находящегося на стыке финансов и юриспруденции, за рубежом – лучшее доказательство востребованности этой услуги, которая уравнивает возможности истцов (зачастую это физические лица или средний бизнес) и ответчиков.

Если в судебные процессы за рубежом вкладываются прежде всего банки, страховые компании, хедж-фонды и специально созданные для этого инвестиционные компании, то в России в судебные споры пока чаще инвестируют физические лица.

Два года назад PLATFORMA начала формировать российский рынок финансирования судебных процессов. Мы ожидали, что больше вкладываться в судебные споры будут юридические лица. Однако сейчас 80% инвесторов, которые финансируют иски через наш сервис, – это частные инвесторы.

Представлю статистику. Сейчас на сайте зарегистрировано 648 инвесторов. Примерно 20% – это юридические лица, 80% – частные инвесторы. Всех их привлекает высокая доходность.

Также среди инвесторов немало представителей юридического сообщества. Примерно 20–25% – это юристы и адвокаты, которые готовы выступать инвесторами, используя свой профессиональный опыт – понимание перспектив иска, длительности процесса и того, какую сумму можно заработать.

Интерес к инвестированию в судебные процессы среди юристов подтверждается и исследованием PLATFORMA. В начале 2018 г. при подготовке к совместному деловому завтраку «Коммерсанта» в рамках ПМЮФ мы опросили около 500 человек, среди которых истцы, юристы и адвокаты, об их отношении к судебному финансированию. Выяснилось, что 18% респондентов готовы выступить инвесторами судебных процессов.

Судебный инвестор – кто он?

Чаще всего судебными инвесторами через PLATFORMA становятся физические лица. Есть такое понятие в инвестиционном бизнесе – high-net-worth individuals. Именно они основные наши инвесторы. Это люди, заработавшие солидный капитал (неважно, в какой отрасли), которые являются клиентами private banking и инвестирующие свободные средства в различные инструменты.

Но банкиры и инвестиционные/финансовые компании такой инструмент, как вложение в судебное финансирование, не предлагают. Но поскольку сейчас на рынке это, по сути, один из самых высокодоходных способов вложения средств, причем, в отличие от акций, валюты, с достаточно прогнозируемым результатом и не зависящий от политической ситуации и цен на нефть, они обращаются к нам.

Совсем недавно у инвестора было много возможностей вложить средства: недвижимость, криптовалюты, ценные бумаги. Сейчас доходность этих инструментов упала. Депозиты в рублях приносят около 7% годовых, так же как и золото, бум на криптовалюты прошел с падением биткойна с 19 до 4 тыс. долларов. Поэтому они с интересом рассматривают новый способ инвестирования – финансирование судебных процессов, инвестиции в которые относятся к высокодоходным. Средний размер инвестиций – от 1 млн руб., доход инвестора – 30–100% от суммы вложений.

Возможно поэтому число желающих инвестировать с помощью нашего сервиса опережает количество кейсов, подходящих под инвестиции, поскольку основной интерес для инвестирования представляют арбитражные судебные дела с суммой взыскания более 10 млн руб.

Как зарабатывают на судебных исках

В судебном финансировании залог успеха денежных вложений определяется не скачками биржевых ставок, а качеством юридической экспертизы иска. Если инвестору удалось получить достоверную оценку судебного иска, правильно определить временные рамки принятия судебного решения и удостовериться в реальной возможности получения компенсации с ответчика, то возврат его инвестиций и хорошая прибыль ему гарантированы.

Чтобы максимально снизить риски инвесторов, мы берем в работу только те дела, где по оценке экспертов компании процент выигрыша составляет более 70%. PLATFORMA проводит due diligence c привлечением собственных и внешних экспертов и отказывается от кейсов, вероятность успеха в которых ниже этого прогноза. Иногда инвесторы привлекают собственных экспертов для оценки перспектив иска.

В США и Великобритании на рынке доминируют специализированные фонды (Burfod, Counsel Financial). Их основные клиенты – юридические компании, которые приводят к ним клиентов, заинтересованных в финансировании судебных процессов. В США также есть несколько краудфандинговых площадок (Funded Justice, Lex Shares, FundRazr), где можно объявить сбор средств на ведение дела или найти единоличного инвестора. Всего на рынке альтернативных инвестиций в судебные процессы в США работает более 100 хедж-фондов и более 1 тыс. частных инвесторов.

Burford Capital, крупнейшая публичная компания в сфере судебного финансирования, получает большинство судебных дел от юридических фирм. Burford Capital берет в работу иски от 20 млн долларов. Инвесторы не вникают в суть юридических кейсов, этим занимается сотрудники компании – 80 человек, которые оценивают перспективы дела, ищут дела, ведут переговоры с новыми инвесторами. Само судебное сопровождение отдается на аутсорсинг юридическим фирмам, обладающим необходимой экспертизой.

Будущее рынка

В прошлом году вкладывать средства в судебные процессы граждан предложили банкам и страховым компаниям. Однако, как нам кажется, это не совсем банковский продукт – отсутствуют критерии для выдачи банковского кредита: залог, финансовая модель, сроки.

В то же время банки могут быть партнерами сервисов по финансированию судебных процессов, размещая информацию о кейсах с проблемными кредитами, предприятиями-банкротами, компаниями, находящимися в корпоративных конфликтах. Эти компании, как правило, не имеют средств для финансирования судебных процессов, а в банках не распространена процедура выделения средств на такие процессы.

Со стороны иностранных игроков также есть интерес к спорам с российскими корнями. В одном из западных СМИ прошла информация, что самый крупный мировой игрок Burford Capital финансирует спор, связанный с решением Высокого суда Лондона по бракоразводному процессу российского бизнесмена Фархада Ахмедова на стороне его бывшей супруги Татьяны Ахмедовой. Жена миллиардера требует выплатить ей 453 млн фунтов стерлингов, присужденные ей после развода Высоким судом Лондона. Экс-супруг, в свою очередь, оспаривает выплату такой суммы. Однако западные инвесторы не финансируют дела, которые рассматриваются на территории РФ.

Как показывает наш опыт, одним из перспективных направлений для финансирования безусловно является международный коммерческий арбитраж. К третейскому правосудию у инвесторов доверие зачастую выше, чем к нашим государственным судам. Сроки рассмотрения спора могут быть короче, так как его решения как правило носят окончательный характер. Но приведение решений в исполнение обычно требует существенных затрат. Именно здесь и нужна помощь инвесторов. А это значит, что потребности рынка и интересы судебных инвесторов совпадают.


----- Ирина Цветкова для "Адвокатской газеты"

Хотите рассказать о своей победе в суде, опыте продвижения или же хобби? Можете вести постоянную колонку на актуальную для юридического рынка тему? Есть интересное дело, кейс или новость? Пишите нам на press@platforma-online.ru

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.