Юрист помогла работнику восстановиться на работе и взыскать средний заработок за вынужденный прогул. Этот кейс Евгения представила на конкурс практикующих юристов “Лучшие по праву”, который проводится сервисом PLATFORMA. Подробнее о судебном процессе Евгения рассказала в интервью PLATFORMA Media.
— Евгения, расскажите, пожалуйста, о деле, которое представили на конкурс.
— В 2020 году ко мне за юридической помощью обратилась директор одного из магазинов «Детский мир» и сообщила о том, что ее уволили «по статье» - за утрату доверия, в связи с выявленной в кассе магазина недостачей. На консультации клиентка пояснила, что недостача образовалась в день, когда она на работе отсутствовала, поскольку накануне своего выходного дня она пересчитала денежные средства в кассе, и все суммы сходились. При этом, вышестоящее руководство выявило недостачу сразу после того, как директор магазина вышла на работу. Недостача образовалась за счёт вложения в кассу «билетов банка приколов» вместо настоящих купюр. Фальшивые деньги лежали в кассе вместе с настоящими, сумма недостачи составила порядка 300 тысяч рублей.
Что немаловажно, работодатель не привлёк мою клиентку к материальной ответственности, хоть она и была материально ответственным лицом. Видимо, достаточных доказательств не вины в произошедшем не имелось.
Представитель «Детского мира» в суде настаивал на том, что увольнение директора произошло не из-за недостачи, а из-за халатного отношения сотрудницы к своим должностным обязанностям, в частности он ссылался на тот факт, что в какой-то момент ключи от кассы были потеряны, а журнал передачи ключей от кассы в магазине не велся.
— Какие основные сложности были в процессе?
— Самым сложным в суде первой инстанции стало абсолютное безразличие и нежелание судьи разобраться в произошедшем.
Судья задавала не имеющие отношения к предмету спора вопросы, а на мои доводы никак не реагировала, хотя я и пыталась рассказать про подход Верховного Суда РФ при разрешении аналогичных споров. Также в судебном заседании мы допрашивали свидетелей, заместителей директора магазина. Но поскольку они продолжали работать в «Детском мире», им нельзя было говорить ничего лишнего и было ясно, что Представитель работодателя научил их, что необходимо отвечать, до судебного заседания.
Кроме этого, беда пришла откуда не ждали: прокуроры в первой и апелляционной инстанции заняли позицию работодателя и просили отказать в иске. Конечно же это нас очень огорчало.
Но мы решали не сдаваться и проиграв две инстанции, подали кассационную жалобу.
— Почему присланное на конкурс дело важно лично для вас? Почему взялись за него?
— Лично для меня важность дела обусловлена внесением личного вклада в защиту трудовых прав работников. Все мы знаем, как сложно иногда бороться с работодателем, проще уступить и уйти «по собственному желанию», хоть ты и знаешь, что твои права нарушены.
Безусловно необходимо с этим что-то делать и отстаивать свои права, тем более, когда ты добросовестно исполняешь свои трудовые обязанности (а в настоящем случае клиентка работала в «Детском мире» более 15 лет, построила карьеру, начиная с должности продавца-консультанта и никогда не имела дисциплинарных взысканий).
Я рада, что нам удалось не только выиграть дело и каким-то образом восстановить нарушенные права клиентки, но и отстоять ее честь, поскольку она действительно не имела никакого отношения к произошедшей в магазине ситуации и образовавшейся недостаче.
— Почему это дело важно для общества?
— Я думаю, что настоящее дело очень важно для развития общества, поскольку создаёт дополнительные гарантии для защиты прав работников, в особенности материально ответственных лиц. Мало того, что материально ответственные работнику несут гораздо большую ответственность в целом, так ещё и работодатель может их в любое время уволить за утрату доверия.
Это дело по сути очерчивает границы того, когда можно и когда нельзя увольнять за утрату доверия. Я думаю, дело полезно для развития судебной практики по защите прав работников, поскольку в следующий раз работодатели несколько раз подумают, прежде чем примут решение уволить работника за утрату доверия.
------- PLATFORMA Media + Фото обложки cottonbro: Pexels
До 18 февраля 2022 года на сайте PLATFORMA проходит народное голосование за участников конкурса «Лучшие по праву». Результаты будут объявлены в конце февраля. Победителем станет участник, который наберет большее количество голосов.