Эксклюзив! Юрист Наргиз: “Артисты заключают контракты с лейблами, не думая о последствиях”

В августе стало известно, что Максим Фадеев вместе с продюсерским центром MALFA, который он возглавляет, расторг контракт с одной из своих подопечных  Наргиз Закировой.

Из-за этого гастрольный тур певицы, который был запланирован на август, оказался под угрозой срыва, так как центр отказался выполнять обязательства по туру. Наргиз также запретили исполнять музыкальные произведения Фадеева. 

Позицию Наргиз для PLATFORMA MEDIA  эксклюзивно разъяснил юрист Наргиз Бахром Исмаилов, член экспертного Совета Комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД РФ.

Бахром, когда к вам обратилась Наргиз?

- Еще в июле. Она была в состоянии правовой неопределенности. Продюсер сообщил о намерении расторгнуть договор и запретить исполнять песни и при этом требовал явиться на концерт, не предоставив со своей стороны условий, прописанных в договоре. А в августе накануне гастрольного тура Наргиз Максим Фадеев расторг их договор на основании статьи 782 ГК РФ «односторонний отказ от исполнения обязательств» по неизвестным причинам.

- На какой стадии сейчас переговоры? 

- Судебного процесса у нас не было и не будет. Имя Наргиз осталось с ней, так как оно не входило в продюсерское соглашение. А вот порядка 24 произведений остается у Фадеева, с них он будет получать выплаты за скачивание в iTunes и просмотры в YouTube. Но мы ведем переговоры об их совместном использовании. 

- Рассматриваете ли вы возможность пойти на мировую с Максимом Фадеевым, как на днях получилось договориться Black Star с их экс-артисткой Кристиной Си?

Речь идет не о мировой, а подписании соглашения, которым будет определен порядок дальнейшего использования музыкальных произведений со стороны артиста и сумму вознаграждений, которые будут выплачиваться за них Максиму Фадееву как правообладателю этих произведений. В основной своей массе они были написаны с привлечением разных авторов и композиторов. Наргиз выступала только их исполнителем. Отстаивать права на эти песни мы никак не можем, они по договору принадлежат Максиму Фадееву. 

- Какие цели ставила перед вами Наргиз и всех ли удалось достичь? 

- Наргиз ставила основную цель сохранения концертного тура, к которому она готовилась больше полугода. Мы попытались по максимуму сохранить всю конструкцию, но продюсер принял решение в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по договору и поэтому большинство концертов было отменено. Сейчас находимся в стадии переговоров, чтобы сохранить хотя бы оставшиеся. То, что раньше решалось продюсерским центром, сейчас легло на плечи Наргиз и ее команды. 

- Как долго обычно длятся подобные дела? 

- Такие процессы идут достаточно долго, годами. Все зависит от содержания, исков, претензий. 

- Насколько распространена практика, когда продюсер имеет право на творчество и имя артиста?

- В данной сфере это можно назвать нормой. Отношения между артистом и продюсером могут регулироваться разными договорами: договором совместной деятельности или оказания услуг. Однако вне зависимости от формы сотрудничества, выход из контрактов приблизительно один и тот же. 

Продюсер вкладывает свои средства, время, специальные знания в раскрутку конкретного артиста и конкретного торгово-товарного знака, и он имеет право оставлять за собой право распоряжаться им и в будущем. В принципе, это справедливо. Конечно, есть варианты, которые позволяют артисту это имя сохранить в случае расторжения. Например, выплата отступных или иные прописанные в договоре действия. Все очень индивидуально. 

Наргиз о конфликте с MALFA в программе  “А поговорить?”

- "Меня выставили в таком свете, будто я говорить не могла и срывала концерты. Но такого не было. Всю тысячу концертов, которую я отработала за это время, я отработала абсолютно честно" 

- "Мне было очень обидно, что человек так со мной поступил ни за что. Все что я могла делать, я делала и даже больше. Не прося у этого человека ничего, не тыкая им в нос контрактами и требованиями, что они должны были для меня делать. Я все делала своими руками, вопреки своему здоровью и семье, но вот что я за это получила"    

- "Я пишу новый альбом с утра до ночи. И в октябре уже запланирован тур с новой программой" 

- Это именно российская практика или общемировая?

- Практика общемировая, потому что большинство лейблов в России выстраивают свою работу по аналогии с западными компаниями. Возможно, на западе даже жестче.

- Что еще помимо прав на имя и песни прописывается в контракте?

- В контракте прописываются практически все пункты, которые способны урегулировать отношения между продюсером и артистом, начиная от внешнего облика артиста до его поведения и образа жизни: отказ от алкоголя во время туров и употребления других препаратов, способных повлиять на голосовые связки. 

Обязательно прописывается порядок совместной деятельности: если продюсер просит артиста прибыть на запись клипа или песни, то артист должен приехать. Так же прописываются некие рекламные обязательства, в частности продюсер имеет право пользоваться именем артиста и самим артистом для продвижения услуг третьих лиц, соответственно отказаться артист фактически не может, только в исключительных случаях. В контракте прописываются также условия технического и бытового райдеров. Отдельный блок занимают условия по каким-то выездным мероприятиям и концертам. 

Это достаточно обширные большие контракты, включающие 99% вопросов, которые могут возникнуть между артистом и продюсером.

- Почему, по вашему мнению, артисты соглашаются на такие жесткие условия?

- Потому что артисты понимают, что продюсер будет финансировать на начальном этапе всю их деятельность, включая запись песен, клипов, ротации на радиостанциях, продвижение в социальных сетях и телевидении, участие в концертах. Недостаточно иметь талант, нужно уметь его продвигать.

Я считаю, что это все-таки договор совместной деятельности, потому что как артист заинтересован в продюсере, так и он в артисте. И, конечно, никто не думает о возможном расставании. Как все пары, заключающие брак, не собираются разводиться. Люди заключают контракт, особо не думая о последствиях. А когда эти последствия наступают, уже поздно перечитывать контракт, приходится что-то придумывать или платить отступные. 

Комментирует певица Алина Гросу, состояла в ПЦ Григория Лепса с 2015 по август 2017 года:    "Я на сцене с трёх лет и мое имя было известно до прихода в продюсерский центр, поэтому в контракте оно никак не фигурировало. Ровно как и композиции. Я покупала их и писала сама для себя. Хотя предполагаю, что другим артистам Григорий Викторович что-то сочинял и в таком случае у них иначе был составлен договор. Мне же нужен был продюсерский центр не для старта карьеры, а для поддержки и продвижения и при расторжении контракта я ничего не должна была ни отдавать, ни платить. Все композиции остались в моем распоряжении. Я очень благодарна Григорию Викторовичу за такой полюбовный финал, за то, что меня отпустили легко, без скандалов и претензий".

- А продюсер, как вы думаете, на это и рассчитывает? 

- Продюсеры, я думаю, в первую очередь руководствуются своими интересами, стараются защитить свои инвестиции. 

Конечно, эти договоры по большому счету имеют признаки кабальности. А срок давности по обжалованию кабальных сделок  - один год, и если артист не заявил об этом в самом начале, то в будущем эти признаки уже не принимаются во внимание. Да, продюсер заинтересован в наиболее жестких условиях выхода артиста из контракта, потому что у него есть определенные планы, как минимум в том, чтобы вернуть свои инвестиции. 

- Что посоветуете молодым артистам, чтобы избежать подобных судебных разбирательств в будущем? 

- Нанимать юристов прежде, чем подписывать договор и проговаривать на берегу стратегию выхода. Так как количество артистов, желающих попасть в лейблы, и количество продюсеров в нашей стране несоразмерно, то положение вторых априори привилегированное. И самое главное, артист, подписывая контракт, должен понимать свои права и обязанности в рамках договора. 

PLATFORMA рассказывает о самых резонансных судебных разбирательствах между звездами и лейблами

  • Warner Music vs Бьянка: Суд обязал Бьянку выплатить компании более 3 млн рублей за видеоклип, который так и не вышел.

  • Кристина Си vs Black Star: Весной 2019 года певица подала в суд с целью вернуть себе права на псевдоним. Однако в августе 2019 отозвала иск.

  • Егор Крид vs Black Star: Права на бренд  "Егор Крид" остались за артистом, а конфликт был решен "полюбовно". Но все-таки в СМИ просочилась информация о сумме отступных в 200-250 млн рублей.

  • Лолита vs бывший продюсер Елена Кипер: В 2018 году в соцсетях появилось видео, где Лолита обвиняла бывшего продюсера в 4,5 млн рублей долга авторских отчислений за песни "Ориентация север" и "На Титанике". Елена подала в суд и требовала удалить оскорбительный ролик. Однако иск не был удовлетворен.

---- Елена Щербина для PLATFORMA Media

Хотите рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию в 40 тыс человек? Есть уникальный кейс по продвижению юридических услуг? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media.






Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.