Чем закончилось дело доктора Блюма?

Два с половиной года назад звезда фристайла Мария Чаадаева (Комиссарова) подала иск к клинике доктора Евгения Блюма. За это время процесс из гражданского-правовой плоскости перерос в уголовную и в итоге в банкротную. Суд заочно арестовал доктора, по решению суда он обязан выплатить спортсменке около 3 млн рублей. Рассказываем, что сейчас происходит в деле Блюма и как отстаивать свои права, если медики ввели вас в заблуждение.

Юристы шутят, что судебный спор фристайлистки Марии Чаадаевой (Комиссаровой) с клиникой доктора Блюма впору изучать в юридических вузах. Это история, в которой потребитель борется с богатым влиятельным медиком, отстаивая свои права и права других пациентов, которых ввели в заблуждение.

Спортсменка готова идти до конца в деле восстановления справедливости. “Главная моя цель — добиться справедливости и показать пример всем пациентам, попавшим в аналогичную ситуацию”, — объясняет Мария Чаадаева.

Иск касается не только Марии. Но и тысяч людей, которых ежедневно обманывают так называемые врачи, спекулирующие на последней надежде и предлагающие исцеление от рака последней стадии и проч. Показательный пример - доследственная проверка в клинике "Медицина 24/7", где умерли несколько пациентов, включая известного продюсера Владимира Арцыбашева. Родственники умерших рассказали главе СК Александру Бастрыкину, что клиника "24/7" принимает к себе больных с диагнозами, для лечения которых не имеет лицензии и оборудования. А также навязывает клиентам дополнительные услуги за огромные деньги.

Часть первая: гражданско-правовой процесс

В октябре 2018 года Мария Чаадаева (Комиссарова), получившая перелом позвоночника во время Олимпиады в Сочи, подала иск к “НИИ физической реабилитации и реабилитационных технологий”.

Спортсменка рассказала, что владелец клиники доктор Евгений Блюм обещал поставить ее на ноги. Доктор получил с нее 51 млн рублей. Однако на ноги так и не поставил. Более того, на тот момент, когда Мария восстанавливалась в клинике доктора Блюма, в мире не было запатентованных технологий, позволяющих восстановиться после перелома позвоночника. О чем не мог не знать доктор Блюм.

“Для Марии это была кабальная сделка, — считает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский, — Все врачи от нее отказались, и только один вызвался ей помочь за большие деньги. По сути, это была услуга, основанная на недостоверной информации, которая повлекла за собой трату 50 млн рублей».

Мария потребовала с доктора 51 млн руб в качестве возмещения затраченных на лечение средств. И еще 5 млн руб за моральный ущерб.

В октябре 2019 года Санкт-Петербургский городской суд постановил, что доктор Блюм должен выплатить Марии Комиссаровой 3 млн рублей (2 млн рублей компенсации и 1 млн рублей штрафа).

Несмотря на то, что суд встал на сторону пострадавшей спортсменки, и присудил ей компенсацию в 3 млн руб, доктор Блюм вот уже более полутора лет не выплачивает эту сумму. Казалось бы, скромная сумма для доктора, который совсем недавно зарабатывал от 70 тыс руб за сеанс.

Долгое время доктор прикрывался отсутствием средств. Хотя денег ему хватало на строительство отеля в Испании, а также оплату работы адвокатов и юрфирм.

“Уклонение от исполнения решения суда в течение полутора лет — злостное нарушение. Учитывая что доктора есть возможность на строительство и содержание отеля”, — считает Ирина Цветкова, адвокат, основатель PLATFORMA. Иск Марии Чаадевой был поддержан PLATFORMA как социально значимое дело. На PLATFORMA Мария нашла судебного инвестора и адвокатов.

Мария Чаадаева: “Если бы мы знали, что нам предстоит судебный спор, то конечно своевременно собирали бы расписки, договора и не платили бы наличными. Тогда у нас было бы больше доказательств, которые можно было бы принести в суд. Недавно я сделала операцию — все документы храню на всякий случай”.

“Если пациенты проходят длительное и дорогостоящее лечение, нужно обязательно собирать все документы и договора. Если в английскийском суде можно выиграть на свидетельских показаниях, то в российском всегда нужны документы. Тем не менее нам удалось доказать факт нарушения прав Марии: так как суд взыскал компенсацию морального вреда и по сути признал вину Блюма”, — объясняет Ирина Фаст, адвокат Марии Чаадаевой.


Часть вторая: Уголовный процесс

В сентябре 2019 года в отношении Евгения Блюма было возбуждено уголовное дело о мошенничестве на сумму 27,8 миллионов рублей. На основе собранных доказательств Следственный комитет предъявил ему обвинение в совершении мошенничества в особо крупном размере. Клинику Блюма в Москве лишили лицензии и закрыли.

В июне 2020 года Басманный суд Москвы заочно арестовал Евгения Блюма, обвиняемого в хищении почти 28 миллионов рублей, полученных за лечение фристайлистки Марии Комиссаровой. 26 февраля 2021 года обвиняемый в мошенничестве доктор Блюм задержан в Испании и находится там по подписке о невыезде.

В то же время на представителей Марии выходили некие приближенные к процессу юристы, которые оказывали моральное давление и требовали отказаться от претензий к врачу. Давление оказывали и на саму Марии — так в начале 2021 некий доброжелатель предложил ей восстановление в Швейцарии, если она откажется от своих претензий к Блюму. К слову — таких технологий еще не существует. Конец манипуляциям положил звонок следователя.

Часть третья: Банкротство

За полтора года после вынесения решения владелец уникальных аппаратов и гигантского отеля так и не нашел средств чтобы заплатить пострадавшей спортсменке 3 млн рублей. Однако деньги нашлись на то, чтобы нанять адвокатов и начать банкротство компании.

С заявлением о банкротстве ООО «НИИ Физической реабилитации и новых реабилитационных технологий» (компании Блюма Е.Э.) обратилось ООО «Тотал Пасс» (по всей видимости, действующее в интересах Блюма), что позволило ввести контролируемую процедуру банкротства.

Учитывая, что в банкротстве заявилось всего 3 кредитора, из которых 2 связаны с Блюмом, есть вероятность, что действительная цель всей затяжной процедуры банкротства была в возможности освобождения компании от долга перед Марией.

При этом подготовку к процедуре банкротства Блюм скорее всего спланировал заранее – за последние несколько лет компания была выведена из всех финансовых потоков.А имущество клиники, в том числе уникальные, по информации самого Блюма, реабилитационные тренажеры, предположительно были переданы родственникам Евгения Блюма, с помощью которых Евгений Блюм продолжает заниматься медициной и предпринимательством (в Москве открыта клиника Николая Блюма, брата Евгения Блюма, а также тренажерная база Блюма, возглавляемая дочерью Евгения Блюма Юлией).

В деле о банкротстве клиники Блюма вопрос о введении процедуры банкротства решался на основании формальных показателей — наличия непогашенного в трехмесячный срок долга на сумму 400 тысяч рублей. Заявление о банкротстве было подано в разгар ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса, Мария узнала о банкротном деле значительно позже, поэтому не имела возможности заявить свои возражения и обратить внимания суда на соответствующие обстоятельства. Например, на тот факт, что должник предусмотрительно отказался от предоставленного ему моратория на введение банкротства, а уже на следующий день после этого кредитор ООО «Тотал пасс» обратился с заявлением о банкротстве в суд.

В июне 2021 года Мария обратилась в суд с заявлением о привлечении к ответственности по долгам ООО «НИИ Физической реабилитации и новых реабилитационных технологий» лиц, контролирующих должника, в том числе Евгения Блюма лично, Николая Блюма, Юлию Блюм и других. Возможность привлечь к ответственности физических лиц, контролирующих деятельность компании-должника, это единственный шанс для Марии получить денежные средства, присужденные ей судом.

Рассказывает Анастасия Стиран, адвокат Марии Чаадаевой (Комиссаровой): “Субсидиарная ответственность предполагает возможность возложения ответственности за образовавшиеся долги юридического лица на собственников бизнеса и его менеджмент. Мы допускаем, что доктор Блюм рассредоточил все активы, за счет которых работала клиника (аппаратуру, тренажеры, сотрудников) на родственников, которые ведут с ним общий бизнес (например, сейчас функционирует клиника брата Николая Блюма, которая также занимается нейро-двигательной реабилитацией, смежной деятельностью занимается и дочь Блюма – Юлия, которая возглавляет тренировочную базу Клиники Доктора Блюма), чтобы у самого должника не было возможности погасить долг перед Марией за счет имущества компании. Если суд установит наличие вины в доведении до банкротства в действиях указанных лиц, то обязанность заплатить за действия клиники будет возложена лично на этих лиц”.

К сожалению, сложившаяся ситуация довольно распространена в вопросах взыскания долгов. Статистика удовлетворения требований кредиторов остается крайне удручающей – порядке 60% дел о банкротстве заканчиваются тем, что кредиторы не получают вообще ничего.

Кто стоит за доктором? Почему находясь под арестом он продолжает свою деятельность? Почему не платит по счетам? Эти вопросы остаются открытыми. Их еще предстоит решить. Продолжение следует.


---- Платон Легальный для PLATFORMA Media

Ваши права нарушены, но не хватает финансов для судебных тяжб? Добавьте дело в каталог на PLATFORMA и найдите инвестора и юриста!

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.