Юридические расходы в связи с разрешением споров могут быть довольно высоки как в России, так и в других юрисдикциях. Соответственно, пострадавшая сторона далеко не всегда имеет возможность подачи иска даже при условии высокой вероятности удовлетворения этого иска. В разных странах существуют различные механизмы финансирования судебных расходов, в том числе, финансирование третьими лицами – инвесторами (third party funding – далее «TPF»).
О текущих тенденциях и новых возможностях судебного финансирования в англосаксонских юрисдикциях и в России – в колонке Марианны Рыбынок, советника ЮК «Хренов и Партнеры».
В англосаксонских системах права TPF успешно развивается уже довольно давно.
Интересно, что еще в начале 60-х годов в Англии TPF все еще считался незаконным и приравнивался к «champerty» (незаконное соглашение, в котором сторона, ранее не заинтересованная в иске, финансирует его с целью получения части оспариваемого имущества). Концепция champerty появилась в Англии в средние века.
В то время представители аристократических фамилий могли поддержать сторону спора своим титулом и значимостью своих родовых связей, не вдаваясь в подробности спора. Такая “поддержка” сама по себе вполне могла обеспечить желаемый исход дела, хотя иногда она дополнительно “подкреплялась” угрозами оружием в адрес судьи. Таким способом представитель аристократической фамилии получал часть выигрыша. Разумеется, такая практика считалась незаконной и была запрещена.
Сегодня в Англии и других англосаксонских юрисдикциях TPF активно используется и законодательно регулируется во избежание злоупотреблений.
В 2007 году в Англии была создана рабочая группа при правительстве для разработки общих правил TPF. В 2013 году вступили в силу реформы Джексона в области коммерческих судебных разбирательств в Англии и Уэльсе, в рамках которых широко признается, что финансирование судебных разбирательств способствует доступу к правосудию, позволяя сторонам значительно эффективнее регулировать свои финансовые риски.
На текущий момент в Англии и Уэльсе действует кодекс TPF, устанавливающий основные правила для судебных инвесторов (последняя версия– 2018 г.). Например, спонсорам судебных разбирательств в Великобритании не разрешается осуществлять контроль над судебными процессами, которые они поддерживают, при этом признается, что предоставление капитала не является контролем.
Спонсоры не должны участвовать в мирных переговорах по урегулированию спора или каким-либо образом побуждать юристов финансируемой стороны к нарушению своих профессиональных обязанностей, в том числе, в связи с существующей в английской юрисдикции практике по четкому разграничению ролей спонсоров, истцов и их юристов.
Англосаксонская система так или иначе «иммигрировала» в те страны, которые раньше были колониями Британской империи, соответственно, иммигрировала и вышеупомянутая концепция «champerty».
Также как и в Англии, в других англосаксонских юрисдикциях постепенно происходит отказ от «champerty» в пользу разумного регулирования TPF.
Стало возможным использование механизма TPF и на Кипре, однако, в силу того, что кипрские суды часто очень затягивают дела, в рыночном объем TPF на Кипре пока не развит.
В Австралии TPF стала законной в 2006 году и в настоящее время широко используется для рассмотрения широкого круга дел, включая коллективные иски.
В США также возможно использование TPF, ограничения и способы регулирования при этом варьируются в зависимости от штата.
В России тема TPF долго никак не обсуждалась и не развивалась. Последние несколько лет развитием темы TPF активно занимается российская PLATFORMA. Хотя работа по законодательному регулированию TPF еще ведется, возможности для получения финансирования «российских споров» как в российских судах, так и за рубежом, а также в рамках международных коммерческих арбитражей существуют уже сегодня.
Не секрет, что 2020 год для многих оказался сложным, в том числе, в экономическом отношении. В связи с этим тема TPF может оказаться особенно актуальной именно сейчас и в России. По этой причине компании «Хренов и Партнеры» и PLATFORMA решили объединить усилия и совместно вести работу в области развития TPF на российском рынке.
-------- Марианна Рыбынок, советник ЮК «Хренов и Партнеры».
PLATFORMA и “Хренов и Партнеры” объединяют усилия для поддержки бизнеса, пострадавшего от пандемии