Первый коллективный иск. Как будут судиться против корпораций в России и как это уже делают в США?
29 человек подали в суд на производителя косметики “Фем фаталь рус”. Это первый коллективный иск по новым правилам.

Что произошло?
  • Бренд косметики Lefami разработал сыворотку Fem Fatal. На сайте компании говорится, что она помогает бороться с акне и содержит экстракт лакричника, аллантоин, органическую серу, производные пальмового масла и глицина. В Instagram бренда написано, что в косметики компании “0% антибиотиков”.
  • 28 июля 2019 года бьюти-блогер Екатерина Конасова опубликовала на своем YouTube-канале ролик, посвящённый Fem Fatal. Девушка говорит, что потратила на расследование состава продукции компании три месяца и привлекла к нему химиков и фармацевтов. Они обнаружили в сыворотке антибиотик тетрациклин.
  • Тетрациклин способен вызывать раздражение кожи и, по российским законам, как и другие антибиотики, его запрещено использовать в косметологии.
  • Екатерина Коносова подала в суд на ООО “Фем фаталь рус” и 3 октября выиграла дело. Компания обязана выплатить блогеру стоимость сыворотки (1490 рублей), компенсацию морального вреда (1000 рублей) и 14 800 рублей судебных расходов.
  • После разоблачения блогера на сайт Platforma (занимается финансированием судебных споров через инвесторов) поступило 483 заявки от потребителей на сумму более 10 млн руб. Но к реальному коллективному иску против ООО “Фем фаталь рус” присоединились только 29 истцов. Они просят возместить сумму покупки и моральный вред. Общая сумма требований – 2,95 млн руб.
В чем особенность иска?

7 октября Platforma отправили первый коллективный иск потребителей по новым правилам в суд. Раньше потребители могли объединять однотипные иски в суде, но суды рассматривали каждый иск отдельно, а у других граждан не было возможности присоединиться к ранее заявленным требованиям.

С 1 октября 2019 года вступили в силу поправки в Гражданский процессуальный кодекс и коллективный иск стал доступен физическим лицам. Однако должны соблюдаться некоторые условия:
  • Более 20 истцов.
  • Общий ответчик.
  • Нарушены одни и те же права.
  • Одинаковые требования к ответчику.
  • Одинаковый способ защиты прав.
Также теперь новые истцы могут присоединиться к уже существующему коллективному иску.

Это важно?
  • Коллективные иски выгодны для потребителей. Судебные издержки будут общими и их можно поделить на всех. Это менее затратно, чем оплачивать расходы каждому самостоятельно.
  • Работа компаний с потребителями может измениться в лучшую сторону, так как проигрыш судебного спора будет вести к большим расходам. Это может стать причиной крайне негативных последствий, вплоть до банкротства.
  • Существует риск расцвета потребительского терроризма, распространенного за границей. Малый и средний бизнес может оказаться не готовым к такому вызову.
Коллективные иски в США
  • В 1994 году американские женщины подали коллективный иск против производителей грудных имплантов Corning, Baxter и Bristol-Meyers Squibb. По словам истцов, импланты из-за состава компонентов способствовали развитию заболеваний, связанных с ослаблением иммунитета. Компаниям пришлось выплатить пострадавшим около 3,4 млрд долларов.
  • В 2005 году американская телекоммуникационная компания WorldCom оказалась на грани банкротства. Она предоставляла акционерам ложные данные о финансовом положении компании и ее деятельности. По решению суда WorldCom пришлось удовлетворить коллективный иск акционеров и выплатить им 6,2 млрд долларов.
  • В 2018 году компания Tesla выплатила по коллективному иску 5 млн долларов шести владельцам Tesla Model S и Model X. При покупке автомобилей они заплатили дополнительно 5 тысяч долларов за функцию автопилота с дополнительными возможностями. Но система оказалась неработающей.

---  Регионы OnLine

Хотите рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию в 40 тыс человек? Есть уникальный кейс по продвижению юридических услуг? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media.

Мы пишем о стартапах, Legal Tech, новых моделях заработка, неординарных героях со всего мира и технологиях роста. Ежедневно мы публикуем важнейшие новости, мнения, обзоры и аналитику.

Почта доверия для инсайдов (ничего не будет опубликовано без вашего согласия): secret@platforma-online.ru.

Контакты редакции

Нина Данилина