Как зарегистрировать товарный знак с советским прошлым и не получить иск на 5 миллионов

Не секрет, что от выбора наименования бренда (если не во всем, то во многом) зависит дальнейший успех маркетинговой стратегии развития. Именно поэтому, один из приемов маркетинга - ассоциация бренда с советским прошлым, которое навеивает приятные воспоминания из детства. Однако, регистрировать бренд «с историей» на практике бывает непросто, а лица, и вовсе избегающие регистрацию такого товарного знака, рискуют миллионами компенсации за незаконное использование.

Подробнее об инструментах маркетинга мы рассказываем в авторской книге «Маркетинг для юристов: опыт PLATFORMA». Это уникальное руководство, созданное специально для юристов, желающих расширить свою клиентскую базу и достичь новых высот в своей практике. Все стратегии, описанные в книге, подтверждены личным успешным примером PLATFORMA и кейсами коллег в юридическом сообществе.

Итак, в чем сложность регистрации «советского нейминга»? Рассмотрим на примерах.

В 2024 году Суд по интеллектуальным правам поддержал позицию Роспатента в отказе регистрации товарного знака табачной продукции «СЕВЕР» (Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 18.10.2024 по делу № СИП-72/2024). Суд аргументировал это тем, что такое название будет противоречить общественным интересам, так как ранее уже использовалось в СССР для маркировки папирос.

Последствия судебного решения

В чем заключается противоречие общественным интересам? Суд и Роспатент посчитали, что советские папиросы «СЕВЕР» все еще известны потребителю, а также обсуждаемы в информационном поле среди широкой общественности. Заявитель, подавший заявку на регистрацию товарного знака «СЕВЕР» не имеет отношения к производству таких папирос в СССР, а поэтому Роспатент правомерно отказал в регистрации.

Помимо этого, одновременно несколько фабрик России производили папиросы «СЕВЕР». Следовательно, регистрация этого товарного знака правопреемником лишь одной фабрики повлечет нарушение прав правопреемников других.

Кстати, ситуация с производством продукта под одним и тем же наименованием, но разными фабриками - не уникальна в своем роде. Известный товарный знак «Мишка на севере», под котором выпускались конфеты сразу на нескольких фабриках, зарегистрировали еще в 1990-е годы. Именно поэтому конкуренты не могут использовать это наименование для своей продукции.

Таким образом, позиция Суда по интеллектуальным правам показывает, что «советские» бренды достаточно сложно зарегистрировать в качестве товарных знаков. Чтобы не получать отказы в регистрации, необходимо обладать доказательствами, которые подтверждают утрату у населения ассоциации между «советским» названием и конкретным производителем.

Похожий кейс произошел и с регистрацией товарного знака название известной в СССР радиопередачи «Пионерская зорька» (Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 22.01.2024 по делу № СИП-454/2023). Однако здесь Суд по интеллектуальным правам не поддержал позицию Роспатента: ведомство в своих доводах не объяснило, чем именно противоречит такой товарный знак общественным интересам, а также не подтвердило введение потребителя в заблуждение.

Помимо этого суд отметил, что в данном деле Роспатент «смешал» два основания для отказа в регистрации — противоречие общественным интересам (п. 3 ст. 1483 ГК РФ), на соответствие которого и проводится экспертиза Роспатента, и сходство до степени смешения с названием известного объекта авторского права (пп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ), на соответствие которого заявка проверяется только при запросе от правообладателя.

Многомиллионные иски

Интересно! В адрес компаний, которые продолжали использовать советские наименования без их регистрации как товарного знака, поступили иски на 5 и 3 миллиона соответственно: на компанию «Приморский кондитер» подали в суд АО «Рот Фронт» и АО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь». Истцы посчитали наименования конфет сходных до степени смешения с их наименованиями, зарегистрированными в качестве товарных знаков. Суд встал на сторону истцов и присудил в их пользу многомиллионные компенсации. (Постановление Пятого ААС от 28.12.2013 по делу № А51-22917/2012).

Таким образом, мы рассмотрели кейсы , которые отражают нарушение общественных интересов. Однако судебная практика насчитывает дела, в которых усматривалось введение потребителя в заблуждение.

Кейс:

Суд по интеллектуальным правам поддержал позицию Роспатента в отказе в регистрации товарного знака «Кировские бани», который использовался бы в Новосибирске.

Хотя предприниматель и предоставил историческую справку о том, что в России насчитывается несколько населенных пунктов с наименованием «Киров», а также подтвердил факт предполагаемого использования товарного знака в Кировском районе Новосибирска - суд не удалось переубедить.

(Решение Суда по интеллектуальным правам от 13.03.2024 по делу № СИП-1290/2023)

Что делать, чтобы избежать отказа в регистрации брендов с прошлым. Памятка

  • Навести информационную справку в интернете и общедоступных материалах

  • Убедиться, что данный товарный знак еще не зарегистрирован

  • Перед выбором наименования учесть исторические особенности и культурные ассоциации

  • Учесть местонахождение заявителя для снижения рисков введения потребителя в заблуждение.


Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.