В правовом конфликте между генеральным директором музыкального издательства «Джем» Андреем Черкасовым и лидером группы «Руки вверх!» Сергеем Жуковым произошел важный поворот. Специалисты Центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ обнаружили признаки фальсификации в документах, которые использовались для судебных исков против Жукова и его партнеров.
Проверка была совершена после возбуждения уголовного дела о подделке документов на творчество группы в конце 2024 года. Параллельно апелляционный суд признал необоснованными блокировки фильма «Руки вверх!» на стриминговых платформах в ноябре и декабре. Пока остается открытым вопрос: сможет ли судебная система окончательно разрешить этот затяжной конфликт?
Экспертное заключение выявило следы подделки в представленных Черкасовым копиях документов. Ранее также указывалось на явные нестыковки в договорах. На разных страницах одного документа обнаружены разные печати. При этом оригиналы договоров, якобы подписанные Романом Жуковым и Алексеем Потехиным, так и не были представлены ни в гражданских, ни в уголовных процессах — Черкасов подал только копии. В ноябре 2024 года были возбуждены два уголовных дела — по правам группы «Руки вверх!» и Вячеслава Добрынина. Возможно, именно поэтому иски о блокировке фильма в конце ноября подавались не от издательства «Джем», а от «Компании Топ 7», принадлежащей жене Черкасова.
Гражданский процесс также получил новое развитие. Апелляционный суд отменил декабрьские блокировки фильма о группе. В ближайшее время Верховный Суд рассмотрит жалобы Романа Жукова и Алексея Потехина на решение Симоновского суда Москвы, при обращении в который Андрей Черкасов также не подал оригиналы документов о передаче ему авторских прав. Если жалобы музыкантов будут удовлетворены, договоры конца 1990-х годов могут быть признаны недействительными, что положит конец длительному спору.
Черкасов с 2019 года покушается на творчество Сергея Жукова. Тогда он начал активно подавать иски о блокировке контента. При этом он целенаправленно обращался к стриминговым сервисам, используя статью 144.1 ГПК РФ для быстрого получения решений: таким платформам проще заплатить, чем терять деньги из-за блокировки. Только в декабре Черкасов подал десятки исков о блокировке фильма «Руки вверх!» на различных сайтах. Даже когда Жуков перезаписал все песни специально для фильма, это не остановило истца. Интересно, что при этом прокатчики и обычные кинотеатры не получали подобных исков.
Свои претензии к группе Андрей Черкасов обосновывает договором с Андреем Маликовым, бывшим менеджером «Руки вверх!». Однако, даже если верить представленным в судах копиям, контракт был заключен с человеком, который уже около пяти лет не работал с группой. Кроме того, более 20 лет и Черкасов, и Маликов спокойно слушали песни коллектива на ТВ, радио, в фильмах и на фестивалях, но резко решили претендовать на права с появлением стриминговых платформ и института предварительной блокировки контента в интернете через Мосгорсуд.
Свою карьеру в музыкальной индустрии Черкасов начинал с более чем скромной должности техника в группе «Технология». Потом он вдруг стал позиционировать себя как музыкальный издатель и активно предлагать странные договоры артистам якобы на тиражирование аудионосителей. Некоторые музыканты, такие как Вячеслав Добрынин, замечали в документах подозрительные пункты об отчуждении прав и вносили правки, что позволило им обезопасить себя в будущем. В то же время другие артисты, включая группы «Мираж», «Кар-мэн» и «Комбинация», столкнулись с менее благоприятными последствиями таких соглашений. Позже Андрей Черкасов хвастался, что еще в 90-х годах просто предчувствовал, что будущее за интернетом, поэтому выкупил права на записи самых популярных групп тех лет.
Аппетиты Черкасова распространяются на широкий спектр музыкального контента — от композиций Александра Барыкина до популярных треков группы «Мираж». Однако его особое внимание привлекают артисты, переживающие ренессанс творческой деятельности. Именно это происходит сейчас с Сергеем Жуковым и его группой «Руки вверх!», которая в последние годы демонстрирует впечатляющие результаты. Артист регулярно проводит концерты по всей России и странам ближнего зарубежья. В марте 2025 года его выступления на ВТБ Арене проходили с полным аншлагом на протяжении целой недели. Музыкант с легкостью собирает крупнейшие легендарные площадки, такие как стадион «Лужники». Недавнее сотрудничество Жукова с «Национальной Медиа Группой» привело к созданию особого проекта — видео, приуроченного к 895-й шайбе Александра Овечкина. Хочется верить, что выражение «Ушла эпоха» будет применимо не к харизматичному и талантливому артисту, чье творчество неразрывно связано с 90-ми, началом 2000-х годов и актуально до сих пор, а к тому, кто пытается нажиться на чужом успехе, систематически предъявляя необоснованные претензии к настоящим авторам.
____
Материал предоставлен нашими коллегами из IPQUORUM