5 громких исков и побед пациентов в России

Иски пациентов против клиник набирают обороты. Если на Западе после неудачного лечения люди получают многомиллионные компенсации, то в России такие прецеденты - скорее, исключение из правил. Одно из самых громких дел - судебная тяжба российской фристайлистки Марии Комиссаровой против испанской "Клиники доктора Блюма", где парализованная на Олимпиаде в Сочи спортсменка не получила обещанного восстановления, длится уже год. А на прошлой неделе суд отложил заседание по иску Марии Комиссаровой до 17 октября.

Рассказываем о 5 самых громких исках пациентов против клиник за последнее время.


15 миллионов за заражение ВИЧ в элитной клинике

В Свердловской области суд оценили ущерб пациентов, которых элитная клиника заразила ВИЧ, в 15 миллионов рублей. Судебный процесс длился 5 лет!

Женщины одновременно лечились от бесплодия и проходили процедуру иммунизации лимфоцитов (введение взвеси лимфоцитов донорской крови для стимулирования зачатия) в одной клиники. После проверки Роспотребнадзора оказалось, что у клиники не было лицензии на работу с донорскими материалами, а одна из медсестер была заражена ВИЧ. После исследования областного центра СПИД оказалось, что возбудитель ВИЧ-инфекции у сотрудницы клиники и пострадавших пациенток совпадает. В 2012 возбудили уголовное дело против гинеколога Елены Ярушиной, назначившую процедуру. А доказать вину медсестры-донора следствию так и не удалось. Главврач клиники заплатил штраф и лишился должности, а после просто исчез. Через 2 года осужденный гинеколог попала под амнистию, и потерпевшие обратились в суд за компенсацией вреда. Женщины хотели возместить расходы на лечение за рубежом. Свердловский облсуд встал на сторону пациенток.


1, 2 миллиона за пластическую операцию

После 3-летней судебной тяжбы, сибирячка Ирина Внукова отсудила около 1,2 миллиона рублей у центра пластической хирургии. 52-летняя пациентка обратилась в Persona Nova, чтобы провести операции по подтяжке лица и груди, а также пластике живота. Она повелась на массированную рекламу клиники и поехала ради операции в Курган. Все три операции прошли неудачно, и пациентка написала претензию. Клиника обещала вернуть пациентке 320 тысяч рублей, но по итогу этого и не сделала. Ирина заметила, что после операций её грудь ещё больше потеряла форму, лицо деформировалось, а по бокам на животе остались «уши». Также врачи оставили ужасные глубокие шрамы. За поддержкой сибирячка обратила на телевидение. Искитимский районный суд провёл несколько заседаний, после которых отказал Ирине Внуковой в удовлетворении иска. Причины - жаркая страна, где живёт сибирячка, а также … курение. Эти факторы сочли слишком опасными для пациентки, только перенёсшей операции.

Тогда Внукова подала апелляцию в Новосибирский областной суд, и в ноябре 2018 года суд встал на сторону пациентки. Ирине Внуковой присудили 1,2 миллиона рублей с ООО «Мэрилин» (юридическое наименование Persona Nova)  - стоимость оплаченных услуг в клинике, неустойка, моральный вред и штраф в пользу потребителя. Моральный вред истица оценила в 3 миллиона, однако суд снизил его до 200 тысяч рублей.


2,5 миллиона за забытый марлевый тампон

Жительница Петропавловска-Камчатского отсудила у московской клиники 2,5 миллионов за забытый в теле во время операции марлевый тампон. В 2014 году женщина проходила лечение в столичном Центре инновационных медицинских технологий. За обследование и оперативное вмешательство пациентка заплатила более 1,1 миллиона рублей. Операция, по мнению врачей, прошла успешно. Однако спустя полгода женщину начали беспокоить боли в брюшной области. В онкологическом диспансере у неё диагностировали патологию, но однозначного ответа о том, что это – инородное тело или опухоль, врачи дать не смогли. Через полгода, в связи с острыми болями, пациентку срочно прооперировали, а из брюшной полости в месте предыдущего хирургического вмешательства извлекли марлевый тампон. Именно он стал причиной серьезных осложнений.

Женщина потребовала добровольно возместить ей расходы по договору за некачественное лечение и выплатить компенсацию морального вреда. Изначально ей пообещали вернуть полную стоимость лечения, но в обмен на отказ пациентки от других материальных требований – компенсации морального вреда, утраченного заработка, других расходов. Однако никакой компенсации женщина так и не получила и обратилась в городской суд Петропавловска. В ходе рассмотрения дела оказалось, что в Центре была выбрана неправильная диагностическая тактика, операция проведена в отсутствие достоверных данных о наличии онкологического заболевания, установлены другие нарушения и дефекты медицинской помощи, свидетельствующие о некачественном оказании услуг. Краевой суд взыскал с клиники всю сумму оплаты по договору оказания медицинских услуг, компенсацию морального вреда, неустойку за несвоевременный возврат средств, а также утраченного заработка за период 4-месячной нетрудоспособности.


400 тысяч компенсации для неправильное ЭКО

Исками против «чужих детей» из-за ЭКО накрыло США. Так, у жителей Калифорнии - двух азиатов - после обращению в клинику репродуктивного здоровья родились мальчики-двойняшки другой рассы. После ДНК-экспертизы оказалось: родственные связи между родителями и детьми равны нулю. Сейчас они борются с клиникой в суде. Но и в России хватает исков против из-за ЭКО. Так, москвичу удалось отсудить 400 тысяч рублей за использование чужого биологического материала при ЭКО. Его жена подговорила врача использовать биоматериал своего любовника. Другая семейная пара, которая проходила лечение в той же клинике, также усомнилась в своей схожести с детьми. После ДНК-теста оказалось, что супруг не является биологическим отцом детей. Он инициировал судебный процесс против перинатального центра, в котором перепутали пробирки. Суд вынес решение частично удовлетворить требования истца и взыскать лишь компенсацию морального вреда в размере около 400 тыс. рублей. Истец планирует подать апелляцию.


51 миллионов за лечение парализованной спортсменки

Самый крупный иск за последнее время в России. Парализованная после Олимпиады в Сочи российская портсменка Мария Комиссарова борется с испанской клиникой доктора Блюма, которая обещала ей полное восстановление. Однако с диагнозом Марии «поднять ее на ноги» оказалось нереальным обещанием, а все лечение больше походило на тренировки в спортзале. Семья спортсменки потратила на безрезультатное "лечение" почти два года и около 50 миллионов рублей. Мария обратилась за судебным финансированием и поиском адвоката на PLATFORMA.

В феврале 2019 года суд присудил Комиссаровой компенсацию - 40 тысяч рублей, и 20 тысяч рублей штрафа в ее пользу – вместо 42 миллионов. Мария подала апелляцию, и судебный процесс продолжается. В поддержку Марии петиция на change.org собрала 5 тыс голосов. Её подписали топ-модель Елена Перминова и журналистка Евгения Воскобойникова.


--- PLATFORMA Team

Хотите рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию в 40 тыс человек? Есть уникальный кейс по продвижению юридических услуг? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media.




Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.