Зачем адвокату YouTube: опыт Евгения Корчаго

Евгений Корчаго первым среди адвокатов завел собственный видеоканал, в конце 2015 запустил проект “Честный диалог с Евгением Корчаго” на YouTube. Сначала видео набирали до 30 тыс просмотров, а к 2018 году количество просмотров выросло в 3 раза и составило от 150 тыс за выпуск (для сравнения – один из самых популярных бизнес-каналов “Жизнь Би” сейчас набирает около 140 тыс просмотров). Канал даже зарегистрировали как СМИ. Но в 2018 году адвокат решил его временно закрыть.

Евгений Корчаго рассказал PLATFORMA Media:

  • сколько стоит запустить и раскрутить свой канал на YouTube,
  • какие форматы наиболее популярны у аудитории YouTube,
  • кому не стоит идти на YouTube,
  • почему канал закрыли и будет ли он возрождаться,
  • какие есть незанятые ниши для юристов на YouTube.

Снимок экрана 2019-04-15 в 23.42.59.png

Евгений, вы вышли на YouTube с собственной программой в конце 2015 года. В то время, когда еще не было моды на эту площадку. Какая была ваша цель: привлечь внимание потенциальных клиентов, популяризировать бренд, создать собственное медиа или что-то иное?

– Основной «маржой» для меня был драйв от общения с признанными экспертами. Ко мне на эфиры приходили сенаторы, депутаты Госдумы, различные политические деятели, среди гостей были Павел Грудинин, Михаил Барщевский, Алексей Венедиктов, Татьяна Минеева. Общение с уникальными и интересными людьми меня вдохновляло.

Со многими гостями мы продолжили общение на разных площадках. Регулярно пересекаюсь с героями своих выпусков в Государственной Думе и Совете Федерации, на федеральных телеканалах. Можно сказать, что популяризация личного бренда стала побочным эффектом.

Со временем мы зарегистрировали канал в Роскомнадзоре в качестве СМИ и получили все права официального средства массовой информации: например, направление журналистских запросов, на которые органы государственной власти должны отвечать в течении 7 дней. В дальнейшем это позволило нам снимать журналистские расследования.

У меня не было цели получить массовый поток клиентов через видеоканал. Скажу честно – через ролики не приходит та аудитория, которая может оплачивать мои гонорары. Моя работа – это адвокатский бутик. Дорого, но качественно. Тем не менее иногда приходят социально значимые дела, которые я веду pro bono.


– Последние видео на вашем канале набрали максимальное число просмотров. Выпуск с Германом Стерлиговым набрал 112 тыс просмотров, с Всеволодом Чаплиным - 61 тыс просмотров. Почему взяли паузу с видео именно на пике?

– Отсутствие времени стало основной причиной приостановки проекта. Сейчас мы обсуждаем реинкарнацию проекта в другом формате.

В декабре 2017 года меня включили в число членов Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества. Параллельно ко мне обратились с предложением преподавать в университете, я согласился. Плюс я начал писать кандидатскую диссертацию.

Съемки занимали очень много времени. Это не просто прийти и 30 минут отсидеть. Нужно разработать сценарий, собрать информацию по спикеру, подготовить все технические моменты, после съемок нужно отсмотреть материал, дать поручение монтажерам, на что-то обратить внимание. Иногда на подготовку одного ролика уходило несколько дней.

Если мы возьмем как пример Юрия Дудя, то он занимается только своим каналом. Я же практикующий адвокат, зарабатываю деньги только своим трудом.

В среднем у нас выходило около 500 тыс. рублей в месяц на 2-4 ролика

– Почему изначально выбрали именно YouTube?

– YouTube – площадка, на которой можно бесплатно размещать контент, и огромное количество пользователей (особенно более молодых) рассматривают ее как основную для получения информации. Но у нас не только YouTube был задействован. Мы создали медиа-портал “Честный диалог” и также размещали там видео. Причем общее количество просмотров на нашем сайте было выше, чем общее количество просмотров на YouTube. Трафик мы вели именно на сайт медиа-портала, а не на сайт адвокатского образования.


Цена вопроса

Снимок экрана 2019-04-15 в 23.44.08.png


– В последние пару лет у бизнесменов поветрие: многие хотят “канал на YouTube как у Портнягина”. И когда узнают, что он запускался совсем не бюджетно ( от 500 тыс за ролик), удивляются. Сколько вы потратили на создание собственного видеоканала?

– В среднем у нас выходило около 500 тыс рублей в месяц на 2-4 ролика. С одной стороны, нам было проще, потому что всех ключевых сотрудников (режиссера, оператора и монтажера) мы взяли в штат, с другой стороны, полмиллиона рублей расходов каждый месяц - не маленькая сумма. Причем это минимальная затратная часть. Прибавьте расходы на приобретение оборудования – камеры, свет, микрофоны. Мы все приобретали в собственность, не арендовали.


– Что дороже: снять видео или продвинуть, раскрутить канал?

– Мы не тратили больших денег на раскрутку. В нашем случае, эти расходы были невелики: наши видео быстро нашли своего зрителя. Хотя мы делали высокоинтеллектуальный контент (без трэша и мата).

Но проблема все-таки возникла – у нас было много просмотров, но мало подписчиков. Почему? Объясню. Наш зритель – это пользователи 35+ и далеко не у всех из них есть gmail-овский почтовый ящик. На YouTube нельзя подписаться, не имея адреса на Google. Нас многие смотрели, но не все могли подписаться. Мне говорили: «Слушай, я хочу лайк поставить, а мне «вы не подписаны, вы не можете поставить». Я говорю: «Потому что адрес надо на Google сделать». И слышу в ответ: «Зачем он мне нужен, у меня всю жизнь почта на Яндекс или на Mail».


Контент и подводные камни

Снимок экрана 2019-04-15 в 23.43.36.png


– Сложно ли было уговорить на интервью Барщевского, Стерлигова, Милонова?

– Действовали по ситуации. Барщевского я приглашал лично. Германа Стерлигова и Грудинина вызванивал помощник. Мы обрисовывали для каждого, кого приглашали, плюсы (формат, аудиторию, тему), снимали быстро, без пересъемок.

Средняя продолжительность видео – около 30 минут, соответственно спикер даже с учетом дороги укладывался в час-полтора. К Стерлигову, Милонову, Венедиктову, Барщевскому мы выезжали сами.

Кстати, если бы я ставил целью популяризировать свой бренд, наверное, никто из этих людей не согласился бы прийти ко мне в программу. Даже одиозный Милонов после передачи отметил, что ему не хотелось скандалить. Те вопросы, что я ему задавал, не имели цели спровоцировать его на резкие высказывания или скандал. Я хотел понять его позицию и разговор вел в дружеском и конструктивном ключе.

Основной «маржой» канала для меня был драйв от общения с экспертами.

– Есть какие-то подводные камни для тех, кто только собирается заводить свой YouTube-канал и считает, что это достаточно просто?

– Первый подводный камень – желание поговорить о себе. Об этот камень ваша лодка разобьется при первой серьезной ситуации. Если ты делаешь передачу о себе, помни, что никому не интересно смотреть на тебя несколько месяцев подряд.

И, конечно же, надо понимать, что это большие финансовые и временные затраты. Если мы говорим о съемке интервью, куда приходят приглашенные эксперты высокого уровня, надо изначально понимать – это недешевое удовольствие. Это не быстро, затратно по времени, эмоции, силам.


– На ваш взгляд, каковы 3 составляющих успешного ролика?

– На 100% предсказать, какой ролик получит большее количество просмотров, невозможно. Но есть универсальные вещи.

  1. Актуальная тема, волнующая большое количество людей.

  2. Интересный спикер. Есть умные и классные спикеры, но они настолько скучно рассказывают, что тема не заходит.

  3. Удовольствие от процесса. Без него не будет драйва.

Скажу честно – через ролики не приходит та аудитория, которая может оплачивать мои гонорары.


– Какие программы вы сами смотрите на YouTube, кем вдохновляетесь?

– После интервью с Алексеем Венедиктовым я попросил его указать на мои ошибки как интервьюера. Он ответил, что ничего исправлять не надо: «Я тоже непрофессиональный журналист, учитель по специальности и первой работе. Все придет с опытом, сами поймете, что вам надо и что не надо». Эти слова я запомнил.

Я сам не смотрю YouTube. Зато в качестве члена Совета при Председателе Совета Федерации посещаю парламентские слушания, круглые столы, мероприятия в Государственной Думе, Минюсте, на мероприятиях “Деловой России”. Мне настолько хватает общения в жизни, что не испытываю потребности смотреть интервью.


– Есть ли свободные ниши для юристов на YouTube?

Если кто-то из юристов желает вещать по любимой тематике, это нужно делать. Не бывает занятых ниш. Каждый, кто горит идеей, может найти свою аудиторию и получить от этого различные бонусы.

Как юристу конкурировать за клиента при скромном маркетинговом бюджете? Как выбрать эффективный и низкозатратный канал для продвижения? Читайте в материале о новых инструментах продвижения для юриста на PLATFORMA Media.




--- Нина Данилина

Хотите рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию в 40 тыс человек? Есть уникальный кейс по продвижению юридических услуг? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media.

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.