Юристы: почему иностранные соцсети не уйдут из России

В июле Владимир Путин подписал закон о «приземлении» IT-гигантов в России.Под его действие попадают 20 крупных иностранных интернет-площадок: В документе указан предварительный перечень из 20 онлайн-платформ, которых в скором времени могут обязать открыть филиалы в стране. В список входят соцсети Facebook, Instagram, TikTok и Twitter, видеохостинги YouTube и Twitch, мессенджеры WhatsApp, Telegram и Viber, почтовый сервис Gmail, поисковики Google и Bing, хостинг-провайдеры Amazon, Digital Ocean, Cloudfire и GoDaddy, онлайн-магазины AliExpress, IKEA, iHerb и энциклопедия «Википедия».

Какие последствия нас ждут после принятия закона о "приземлении" IT-гигантов в России", рассказывает Андрей Лихачев, руководитель юридической компании Хелп Консалтинг.

Принятый закон фактически уравнивает иностранных и российских субъектов сферы IT. Эти изменения касаются лишь тех, чей “трафик” превышает пятьсот тысяч пользователей в сутки. Помимо этого необходимо наличие хотя бы одного из следующих условий: информация размещается на русском или ином языке народов России. Реклама направлена на привлечение внимания российских потребителей. Осуществляется обработка данных о пользователях, которые находятся на территории России. Ресурс или, например, соцсеть получает денежные средства от российских юридических или физических лиц.

Механизм создания равных условий представляет собой обязанность иностранных субъектов IT одним из предложенных способов “легализоваться” в России. Например, интернет-ресурсу, количество посетителей которого в день превышает отметку в пятьсот тысяч, для соблюдения указанной выше обязанности предлагается на выбор три варианта:
1. Создать свой филиал.
2. Открыть представительство.
3. Учредить российское юридическое лицо.

При этом, филиалы не должны быть “номинальными” и просто формально существовать, а иметь возможность выполнять следующие функции:
1. Принимать и рассматривать обращения граждан. Например по поводу удаления их персональных или иных данных из публичных ресурсов.
2. Представлять интересы в судах и исполнять их решения.
3. Ограничивать или удалять информацию со своего ресурса, которая нарушает Российское законодательство.

Помимо обязанности легализоваться на территории России, закон также предусматривает необходимость создания формы, используя которую российские граждане будут иметь возможность направлять свои обращения. Иными словами взаимодействовать с таким иностранным интернет ресурсом напрямую.

Также крупные иностранные IT ресурсы обязаны зарегистрировать свой личный кабинет на сайте Роскомнадзора и взаимодействовать с иными государственными органами России через него.

Под действие закона “автоматически” подпадают иностранные сайты, или иные зарубежные интернет-ресурсы с трафиком в сутки выше пятисот тысяч. Это означает, что специального (отдельного) признания их таковыми не требуется.

В случае невыполнения обязанностей на них могут быть наложены меры. Например, исключение из поисковых систем, запрет на распространение рекламы и даже полное ограничение доступа к ресурсу.

Исходя из этого, зарубежные IT гиганты вынуждены будут потратить ресурсы на исполнение обязанности по легализации на территории России и поддержанию работы, например, их филиала или представительства.

В связи с этим возникает ряд рисков для предпринимателей, чья реклама размещается на сайте иностранного IT- ресурса. Например, в случае если оператор рекламной системы не учредит представительства, то в отношении него на территории России могут быть наложены меры понуждения в виде исключения из поисковых систем.

То есть купленная ранее реклама не будет работать.

Покинув российский рынок, иностранные соцсети будут нести крупные убытки, поэтому, на наш взгляд, неисполнение закона для них нецелесообразно, как минимум, с экономической точки зрения.

Можно также предположить, что с началом действия закона положение крупных отечественных IT-гигантов укрепится на российском рынке. Спрогнозировать точно, будет ли это способствовать росту цен на рекламу или же наоборот, достаточно трудно.

У IT гигантов должно хватать ресурсов на исполнение требований закона. Однако бизнесмену всегда следует предусматривать и негативный исход, например, в виде прекращения показов его товара в какой-либо из зарубежной соцсети, у которой он приобрел рекламу.


----- PLATFORMA Media

Используйте PLATFORMA Media для продвижения своей юридической фирмы и личного бренда: ознакомьтесь с нашими возможностями в медиаките.


Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.