Топ-5 самых громких исков к медклиникам в России

В последнее время пациенты все чаще обращаются в суд за защитой нарушенных прав, а также возмещением морального и материального вреда.
Однако сам процесс очень сильно различается от региона к региону, как и размеры назначенных компенсаций. Иногда пациенты не хотят рисковать, поскольку возможность получить выплату невелика, порой судятся в надежде восстановить справедливость. Представляем подборку самых ярких судебных процессов, связанных с медицинскими клиниками и их врачами.

Ирина Разина и Первый Мед

Об этом иске знают многие, главным образом, из-за размера назначенной компенсации, которая составила 15 млн рублей. Это беспрецедентный случай в истории медицинских исков в России. Такой суммы за моральный вред не платили еще никому.
Началось все с того, что Ирина Разина приехала в роддом при Медицинском университете Павлова в Санкт-Петербурге самостоятельно. Ее беременность проходила без каких-либо патологий и осложнений. Однако уже в палате женщина почувствовала себя плохо, появились сильные болезненные ощущения, затем независимая экспертиза установит, что уже тогда можно было делать кесарево, но местные врачи не увидели причин для этого. Они решили ждать. На протяжении десяти часов состояние Ирины только ухудшалось, поэтому операцию все-таки сделали, однако было уже поздно. Из-за острой нехватки воздуха у новорожденного начался отек мозга: ребенок не мог видеть, двигаться, никак не реагировал на звуки.
Врачи предлагали Ирине написать отказ, однако она не стала этого делать и в течение двух лет ухаживала за сыном. В 2012 он умер — женщина решила судиться. И выиграла: была установлена прямая причинно-следственная связь между действиями врача и трагедией пациентки. Компенсация назначена, однако это никак не повлияло на акушерку с 20-летним стажем, она продолжает работать в роддоме.

Мохаммад Рахим против роддома имени Снегирева

Еще одна значительная компенсация, связанная с проблемами во время родов, была назначена многодетному отцу, жена которого скончалась при проведении кесарева сечения. Размер морального ущерба суд оценил в 5 миллионов рублей.
Согласно материалам дела, в родильный дом поступила женщина. Оценив ее состояние, врачи решились на кесарево с применением анестезии. В результате жена Мохаммада Рахима скончалась на операционном столе из-за проблем с дыханием и неэффективных реанимационных мероприятий.
Несмотря на то, что больницу обязали выплатить компенсацию за
причиненный моральный вред, анестезиолог, ответственный за допущенную врачебную ошибку, был отпущен по амнистии.

Дело об удалении здоровой почки

Больницу на Сахалине обязали выплатить пациентке компенсацию морального вреда в 1,3 млн рублей. Судебно-медицинская экспертиза постановила, что проведенная операция не имела под собой никаких достаточных оснований. Кроме того, во время вмешательства хирургов была повреждена здоровая почка, которую впоследствии пришлось удалить по экстренным показаниям. Здоровью женщины причинили тяжкий вред.
Руководство больницы пыталось обжаловать вынесенное решение, однако областной суд оставил его в силе.

Екатерина Клейн против Краснодарской больницы

В 2009 году сына Екатерины Клейн Сашу из-за кашля положили в областную больницу в Краснодаре, где ему был поставлен диагноз «бронхиальная астма». Лечение проводилось, однако не приносило облегчения: состояние ребенка только ухудшалось. Медики приняли решение сделать операцию по очистке крови, однако во время ее проведения у мальчика остановилось сердце, на запуск которого у врачей ушло 40 минут. Это привело
к необратимым изменениям в головном мозге. Экспертиза показала, что виной всему оказался неправильно подобранный по размеру катетер.
Сашу выписали из больницы с трубкой в горле, поскольку дышать сам он не мог. После долгих хождений и поездок по врачам Екатерина поняла, что это бесполезно. Н то, чтобы наказать виновных, ушло три года. Вину врачей доказать не удалось, следствие затягивали, и у уголовного дела просто истек срок давности. Однако получилось добиться назначения компенсации, составившей всего полмиллиона рублей. Небольшая сумма, но хотя бы формальное признание правоты женщины.


Смерть после «пластики» груди

В последнее время участились смертельные случаи после пластических операций.
30-летняя москвичка Екатерина Киселева решила улучшить форму своей груди и обратилась в элитную клинику «Триумф Палас». Перед операцией она сдала анализы, в которых было замечено незначительное повышение одного из показателей. Хирург Григорий Перекрестов успокоил девушку, сказав, что это не является препятствием для «пластики».
По мнению врачей, операция прошла успешно. Тем не менее после наркоза пациентка так и не пришла в сознание. Важно отметить то, что в клинике не было реаниматолога, а анестезиолог, который обязан присутствовать на месте все время, не стал дожидаться окончания операции.
На данный момент возбуждено уголовное дело, назначено проведение экспертизы, и чем все это закончится неизвестно. Пока что безутешным родителям лишь вернули деньги, заплаченные за операцию (около 150 тысяч рублей), а также 50 тысяч компенсации.

Основная проблема пострадавших от врачебных ошибок – доказать ответственность медицинских работников. На практике сделать это крайне сложно. Прежде всего, потому что пациенту трудно разобраться в терминологии и особенностях ведения операции (или иной процедуры). Также все усугубляется и наличием некой корпоративной «этики»: врачи обычно стараются прикрывать и защищать друг друга. Это видно даже при проведении экспертизы.

---- Кристина Рудич для PLATFORMA

Хотите рассказать о своей победе в суде, опыте продвижения или же хобби? Можете вести постоянную колонку на актуальную для юридического рынка тему? Есть интересное дело, кейс или новость? Пишите нам на press@platforma-online.ru



Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.