Ранее в этом году Каймановы острова опубликовали свой долгожданный Закон о частном финансировании юридических услуг, который позволяет юристам использовать судебное финансирование. Закон вступил в силу в мае, и сегодня Каймановы острова присоединились к юрисдикциям, где финансирование было разрешено в течение многих лет.
Это запоздалый шаг. Так как Британские Виргинские острова разрешили стороннее финансирование споров с 1997 года.
Австралия одобрила финансирование судебных разбирательств третьими сторонами с конца 1990-х годов, а США сделали то же самое с середины 2000-х годов.
В Англии и Уэльсе история восходит к Закону об уголовном праве 1967 года, который декриминализировал содержание законов, которые долгое время служили юридическими барьерами для финансирования третьими сторонами. Финансирование судебных разбирательств в Англии и Уэльсе действительно началось в конце 1990-х годов.
С тех пор рынок финансирование судебных разбирательств вырос в разы. Инвестиции в судебные споры в Великобритании 1,9 млрд фунтов стерлингов (2,7 млрд долларов США) в 2018-2019 годах, что на 46% больше, чем 1,3 млрд фунтов стерлингов в 2017-2018 годах.
Сингапур разрешил финансирование третьими сторонами международного арбитража и связанных с ним процедур, включая принудительное исполнение и посредничество, с 2017 года. Гонконг разрешил то же самое в 2019 году, а в следующем году Гонконгский суд первой инстанции в рамках “исключения из правил о несостоятельности” разъяснил, что ликвидаторам не требуется одобрение суда для соглашений о финансировании судебных разбирательств.
Сьюзан Данн, основатель лондонского фонда судебных и арбитражных разбирательств Harbour Litigation Funding, говорит, что все больше и больше крупных корпораций, банков, суверенных фондов благосостояния и даже правительств используют судебное финансирование, поскольку все ищут альтернативы для оплаты своих юридических счетов.
“Судебный инвестор оплачивает все расходы по спору, будь то судебный процесс или арбитраж, включая гонорары адвокатов, гонорары экспертов. Это невероятно привлекательно для бизнеса”, - говорит Сьюзан Данн.
Если деньги не будут возвращены, то расходы несет судебный инвестор. Поэтому судебные инвесторы ищут только дела с хорошими перспективами.
Поскольку пандемия привела к тому, что бизнес оказался в затруднительном положении, компании ищут новые способы увеличения денежного потока, финансирование судебных разбирательств становится все более востребованным.
В Гонконге партнер Tanner De Witt’s по вопросам несостоятельности и реструктуризации Робин Дартон говорит, что в последние годы интерес со стороны судебных инвесторов значительно вырос, особенно в вопросах несостоятельности, которые, как правило, увеличиваются после кризиса.
Хотите узнать, как получить деньги на судебный спор в России? Скачайте наш бесплатный Гайд по судебному финансированию для бизнеса!
Вопрос зрелости рынка
Рассматривая события последних нескольких лет, профессор права Городского университета Гонконга Жюльен Шесс, эксперт в области разрешения международных споров, считает, что такой прогресс будет продолжать ускоряться, поскольку азиатские юрисдикции видят растущую важность финансирования судебных разбирательств.
“Я считаю, что это фундаментальное изменение от строгого к более гибкому регулированию финансирования дел, - говорит он. - Благодаря Сингапуру и Гонконгу Азия становится развитым рынком судебного финансирования”.
Поскольку судебное финансирование становится более важным и эффективным инструментом для сторон и юристов в финансировании их дел, профессор Шесс говорит, что местные регулирующие органы в Азии должны рассмотреть вопрос о расширении сферы финансирования судебных разбирательств.
“Это займет еще несколько лет, особенно на более крупных рынках, таких как Китай, - говорит он, - Это вопрос зрелости рынка, который еще не достигнут в Азии, но тенденция очевидна”
Энтони Сасси, юрист по коммерческим спорам и управляющий партнер Asia в Reynolds Porter Chamberlain в Гонконге, также отмечает, что финансирование судебных разбирательств в Азии набирает обороты. Однако показатели успеха зависят от понимания спонсором юрисдикции, в которой он работает, – каждая юрисдикция имеет собственные особенности в разрешении конфликтов.
“В Азии существует также определенная степень неопределенности, - говорит Сасси, - Судебные тонкости оказывают влияние на результат. Зарубежные инвесторы могут не понимать местной динамики, предполагая, что азиатские юрисдикции действуют так же, как и в западных странах, когда это не так”.
Продолжительность судебного разбирательства также может отличаться в разных юрисдикциях. Сасси предлагает истцам проконсультироваться с судебными финансистами на ранней стадии дела, чтобы обеспечить большую вероятность получения финансирования.
Любой претендент на финансирование должен предоставить качественную информацию о стоимости, затратах и возможности приведения в исполнение требования, для которого он запрашивает финансирование.
Будущее судебного финансирования в Азии
Юрисдикции, которые одобрили судебное финансирование, с большей вероятностью будут победителями в обеспечении ведения споров. Если есть выбор, люди пойдут туда, где доступны лучшие финансовые решения.
Если раньше американские юристы могли предложить своим клиентам судебные инвестиции, даже если они не были экспертами в праве Каймановых островов, то теперь те же условия могут предложить местные юристы.
Сасси из RPC ожидает, что больше юрисдикций в Азии введут или ослабят ограничения на финансирование судебных разбирательств, возможно, в сочетании с реформой коллективных исков. “При коллективном возмещении ущерба, когда группа заявителей собирается вместе, чтобы подать иск, вы должны найти способ, чтобы они могли платить за своих адвокатов, поскольку индивидуальные заявители не могут себе этого позволить”, - говорит он.
Пети из Norton Rose Fulbright ожидает, что такие страны, как Малайзия и Индия, в частности, последуют примеру. Сингапур и Гонконг предоставляют другим странам план законодательной реформы, необходимой для обеспечения финансирования судебных разбирательств, и продемонстрировали значительные преимущества, которые оно может принести в расширении доступа к правосудию и содействии эффективному с точки зрения риска и затрат разрешению споров.
Возможность возмещения также, по-видимому, ограничивает возможности финансирования судебных разбирательств в таких юрисдикциях, как Китай, Индия и Индонезия. Судебные инвесторы чувствуют себя дискомфортно с перспективами принудительного исполнения в отношении сторон, имеющих активы в этих юрисдикциях, время для урегулирования претензий может быть очень долгим, а местные законы могут быть сложными в достижении возмещения.
“В секторе несостоятельности, например, наблюдается увеличение числа обращений в суды за одобрением финансирования со стороны третьих сторон”, - говорит Пети из Norton Rose Fulbright.
Учитывая все эти соображения, юрист может проинформировать своих клиентов о вариантах финансирования со стороны третьих лиц, поскольку многие компании до сих пор не знают о существовании такого финансирования. В конце концов, финансирование является ценным инструментом не только для безденежного истца, но и для любого истца, который хочет снять судебные издержки со своего баланса.
------ Translated by PLATFORMA team
Прежде чем тратить деньги на суды, узнайте реальные шансы на успех и цену вопроса на PLATFORMA