Корпоративный конфликт разгорелся между наследницей одного из создателей фирмы и его коллегами по бизнесу — создателем крупного отечественного программного обеспечения, работающего в государственных ведомствах и крупных российских фирмах. В ближайшее время конфликт будет рассмотрен в Кассационном суде.
В центре внимания Второго кассационного суда общей юрисдикции сейчас находится спор об авторских правах на телекоммуникационную платформу Communigate Pro дело № 8Г-29069/2023. В результате рассмотрения спора суды двух инстанций удовлетворили требования наследницы одного из программистов Владимира Бутенко и признали ее единоличным обладателем авторских прав на все версии программы Communigate Pro. Иными словами, суд признал Владимира Бутенко единственным автором, разработчиком и правообладателем всех версий программы Communigate Pro, созданных при его жизни, а его наследницу — правообладателем всех версий, появившихся после смерти Владимира Бутенко в 2018 году.
Роман Прохоров и Дмитрий Акиндинов участвуют в разработке концепции платформы с 1995 года. С тех пор над платформой работает компания «Сталкерсофт», созданная в 2008 году. Следующее заседание Кассационного суда назначено на 16 ноября. Акиндинов, Прохоров и «Сталкерсофт», а также Борис Баранов, Сергей Муравьев и Александр Григорин-Рябов обжаловали решения нижестоящих судов, согласно документам дела (доступны на Право.ru).
Александр Быковский, адвокат, представляющий интересы Акиндинова и Прохоровой, обращает внимание столичной кассации на противоположные выводы нижестоящих судов. С одной стороны, они определили, что в результате работы соавторов с середины 90-х годов не появилось ни одной производной работы, и все версии Communigate Pro, созданные за почти 30 лет, «не похожи и не отличаются друг от друга, это просто одна программа».
С другой стороны, наследник был признан правообладателем отдельных версий Communigate Pro, даже тех, которые были созданы после смерти наследодателя, что подразумевает, что суды выделяют версии программы как отдельные произведения. Это приводит к элементарной правовой неопределенности относительно того, обсуждаем ли мы одно произведение или несколько, у которых есть конкретные авторы и правообладатели, убежден юрист.
Сергей Зуйков, руководитель юридической фирмы Зуйков и партнеры, работающей от имени «Сталкерсофт», недоумевает по поводу сложившейся ситуации. Суд признал, что версии программы являются контрафактом, но при этом объявил Бутенко их правообладателем. Чтобы проиллюстрировать абсурдность ситуации, Зуйков сравнивает ее со сценарием, когда компания Dior обнаруживает тайник с сумками со своим товарным знаком, но, признав их контрафактными, требует изъять их для дальнейшей продажи.
Заявители в целом согласны с тем, что суды упустили из виду проблему, связанную с тем, кто создал пакет программ, известный как Communigate Pro. По словам Быковского, изложенным в жалобе.
«суды допустили серьезную ошибку, рассматривая Communigate Pro как единую программу, в то время как на самом деле это множество программ, созданных с 1998 года по сегодняшний день, и происхождение каждой из них должно оцениваться независимо».
Заявители подчеркивают, что суды нижестоящих инстанций упустили возможность проверить исходный код программы через систему контроля версий, которая позволяет определить, кем, когда и какие части программы были написаны, и как они повлияли на продукт. Разногласия по поводу авторства текста были разрешены без исследования текстов в контексте их создания и изменения.
Суд по интеллектуальным правам тем временем рассматривает иск Анны Бутенко к Роспатенту: она оспаривает отказы ведомства в прекращении правовой охраны товарных знаков Communigate (дела № СИП-555/2022 и № СИП-556/2022). Производство по этим делам приостановлено до вступления в силу решения Хорошевского райсуда по уголовному делу: СИП опасается, что результаты экспертизы, положенной в основу приговора, могут противоречить его выводам.
Источник: Право.ru