11 сентября в Москве прошло первое значимое юридическое мероприятие сезона – Юридический форум России. В этот раз главной цитатой форума стало изречение Гераклита: “За попираемый закон народ должен биться, как за городскую стену”. Главными темами форума стали политический кризис и право, гонорар успеха и групповые иски. PLATFORMA Media представляет репортаж с мероприятия.
Как изменилась судебная система в России?
В 2019 году в России завершился очередной этап судебной реформы. Говорили, что реформированная система «будет отвечать современным запросам гражданского общества, пользоваться доверием у этого общества и обеспечивать высочайший уровень правовой защищенности». Участники сессии под модераторством Алексея Дудко, партнера, главы практики судебно-арбитражных споров и расследований Hogan Lovells,рассуждали, что изменилось и сбылись ли ожидания. Модератор отметил, что несмотря на наращивание судейского корпуса, суды нельзя назвать разгруженными.
Владимир Хвалей, партнер Baker McKenzie, подтвердил, что в России самая серьезная нагрузка на судей: в среднем им приходится рассматривать одно дело в час. По его словам, есть три способа уменьшения нагрузки на судей: 1)Увеличить размер госпошлины 2) ввести возмещение расходов на юридического представителя (нужна шкала вмененных юридических расходов 3) отпустить третейское разбирательство в свободное плавание.
О конкуренции и взаимодействии арбитража и судебной системы РФ рассказал Юрий Монастырский, партнер юридической фирмы «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры». Он отметил, что верхний сегмент юридических услуг для бизнеса радикально изменился после окончания инвестиционного бума в России. Многие клиенты до сих пор убеждены, что английское право гарантирует им лучшую защиту.
“На самом деле английское право работало как инструмент конкурентной борьбы на рынке юридических услуг. Главный недостаток английского права - невозможность давать точные прогнозы. Английское право абсолютно чуждо нашей правовой системе и юридической практике”,- резюмировал Юрий Монастырский.
“Выбор английского права для российских сторон сложный и дорогой. Однако 20-25% споров в английских судах - это как раз процессы, связанные с Россией и СНГ”, - отметил Константин Кроль, партнер Dentons.
Валерий Еременко, партнер, руководитель судебно-арбитражной практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», рассказал, что несмотря на все сложности английского права, 90% клиентов готовы и дальше выбирать именно его. Он также рассказал, как участие СМИ в судебных процессах помогает изменить отношение судей и относиться к процессу более внимательно. “При необходимости мы привлекаем СМИ к участию в судебных заседаниях и просим выступать в суде своих иностранных клиентов. Это всегда работает. Судьи убирают песочные часы и относятся к процессам более внимательно”.
Максим Кульков, управляющий партнер «Кульков, Колотилов и партнеры», рассказал об ограничении прав представителей в процессе и как этому противостоять. Он рассказал о том, что в некоторых регионах до сих пор действует двухнедельный карантин (иногда это ограничение можно обойти, если у юриста есть справка с отрицательным результатам к антителам), а также о том, что пандемия усугубила ограничения в суде: “Одна сторона - один выступающий”. Он поделился соображениями, как обойти это ограничение.
Сергей Ковалев, управляющий партнер «Ковалев, Тугуши и партнеры» отметил, что все чаще судьи перестали сравнивать ситуации только с нормой права. Теперь они самостоятельно оценивает ситуацию - анализируют реалии сделок и общий судебный фон.
Плата за успех легализована - гонорар в законе
Одной из самых интересных сессий форума стала панель о легализации гонорара успеха, которую модерировал Роман Бевзенко, партнер «Пепеляев групп». Участники остроумно и динамично перемыли косточки гонорару успеха.
“Нет ничего более не ценного, чем оказанная услуга, - начал свое выступление Юлий Тай, управляющий партнер «Бартолиус", - Если мы не будем бороться за гонорар успеха, мы потеряем огромный сегмент права. Тот же институт коллективных исков работает плохо во многом из-за того, что к таким искам нет возможности подключиться крупным юристам или судебным инвесторам. Невозможно финансировать судебные споры, если не легализован гонорар успеха. Это тонкий лед”.
Основополагающий ограничитель размера гонорара успеха в России - ментальные ограничения, считает Елена Авакян, член совета ФПА РФ, советник «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». “Несмотря на то что гонорар успеха никогда не был в России нелегальным, мы не можем пробить эту стену. Так как получаем обратную реакцию от судей в духе “я меньше получаю”, - рассказала она.
Ольга Шварц, советник ФПА РФ, подробно рассказала про применение гонорара успеха в США, Великобритании, Австралии и Южной Корее. Она напомнила, что в Южной Корее недолгое время был разрешен гонорар успеха в уголовных делах. Однако от этой практики быстро отказались. Она подчеркнула, что неотъемлемое правило применения гонорара успеха - это риск. Если адвокат берет беспроигрышное дело, он не имеет права претендовать на гонорар успеха.
Роман Бевзенко подчеркнул, что гонорар успеха работает в том числе и в групповых исках. “Идея групповых исков основана на том что, что юрист, например, собирает небогатых людей, которых обманул оператор или застройщик. Нарушения могут быть не сильно значительными. Но их много. Юрфирмы могут зарабатывать здесь на гонораре успеха”, - объяснил он.
Хотите узнать больше о судебном финансировании? Скачайте Гайд по судебному финансированию для бизнеса!
Илья Жарский, управляющий партнер, экспертная группа Veta, высказался против ограничений размеров гонорара успеха и введения барьера в 30% для гонорара успеха. “Многие экономически неверно оценивают гонорар успеха и связанные с ним риски. Если адвокат взялся за 10 дел и выиграл в одном из них 100 млн, то нужно понимать, что это стоимость одного из многих дел. Если мы заберем у него этот гонорар, то в 9 из 10 других случаев должны будем ему доплатить?”, - задал он риторический вопрос.
Валерий Сиднев, директор по правовым вопросам, «ВСМПО-Ависма», предложил посмотреть на гонорар успеха с точки зрения истца. “Когда мы обсуждаем гонорар успеха, всегда возникает вопрос к юристу - ты на зарплате или в доле? Если ты в доле, дели со мной мои риски. Я считаю, что нужно защищать обе стороны товарищества - как адвоката, так и его доверителя. Ведь в большинстве случаев именно адвокат уговаривает клиента идти в суд”, - отметил он.
“Ничто так не вселяет веру в людей, как 100-процентная предоплата”, - резюмировал дискуссию Юлий Тай.
По иронии судьбы, буквально через 2 дня после Юридического форума разразился очередной скандал из-за гонорара успеха. ГСУ СКР по Московской области возбудило уголовное дело в отношении адвоката международной коллегии адвокатов «Москва» Ирины Даниловой. По версии следствия, госпожа Данилова незаконно получила гонорар в размере 13 млн руб. при оказании юридических услуг.
Групповые иски: новые вызовы для бизнеса
Сессия про коллективные иски логически продолжила вопросы, которые поднимались в дискуссии о гонораре успеха. Модераторами дискуссии выступили Эдуард Бекещенко, партнер Baker McKenzie, и Ирина Цветкова, основатель PLATFORMA.
Эдуард Бекещенко, партнер Baker McKenzie, рассказал, в каких случаях применяются групповые иски. “Краеугольный камень групповых исков - это нарушение прав потребителей: возможность взять повторяющуюся маленькую проблему и мультиплицировать ее, - объяснил он, - Инхаусы крупных компаний держат риск коллективных исков в уме как существенный”. Эдуард подробно рассказал про несколько крупных коллективных исков на Западе: в сфере экологии, иск к табачным компаниям, иск к производителю дизельных двигателей. Чаще всего, по его наблюдениям, групповые иски подаются в финансовом секторе, туристическом бизнесе и автомобильной отрасли.
“Компании всегда счастливы когда удается отбиться от коллективных исков и перейти в плоскость индивидуальных исков. В таком случае возможностей у истцов становится гораздо меньше, - отметил Эдуард Бекещенко.
Ирина Цветкова, основатель сервиса судебного финансирования PLATFORMA, рассказала о российской практике первых коллективных исков, а также о первом групповом иске, который был подан через PLATFORMA - иске к производителю голубой сыворотки FemFatal.“Два нововведения, которые должны были открыть доступ к правосудию, это легализация гонорара успеха и коллективные иски. Но по сути гонорар успеха у нас так и не работает, а в первых коллективных исках мы видим пока достаточно много рисков и вопросов, ” - рассказала Ирина Цветкова. Она рассказала про тонкости подачи коллективных исков: необходима большая работа по обработке бумажной информации и распределению расходов, уведомлению участников спора, сбору и обработке заявлений.
Где юристу искать клиентов в кризис? Узнайте больше о возможностях Единого Каталога Юристов
Владислава Карельская-Зотова, директор юридического департамента “Аэрофлот”, рассказала о групповом иске к авиаперевозчикам и про то, что на Западе это дело длится уже около 11 лет. “Коллективный иск - это не самое приятное что может случиться с инхаус-юристом. Хорошо, что нас в этом иске нет”, - заметила она.
Татьяна Кулябина, директор по юридическим вопросам «Санофи», рассказала о коллективных исках в фармацевтике на примере двух кейсов: иска к производителю лекарств с опиатами от директоров школ и иск к производителю протезов.
Независимый эксперт Елена Чугунова отметила, что в Америке развивался институт групповых исков именно из-за отсутствия доступа к правосудию.
Дмитрий Тимофеев, вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям, ГК «ПИК», подробно разобрал ситуации, когда у потребителей есть шансы выиграть у застройщика в коллективном иске (если объект проблемных и просрочка больше 6 месяцев), а когда имеет смысл судиться индивидуально.
Эдуард Бекещенко считает, что бизнесу уже сейчас нужно готовиться к буму коллективных исков. “Есть ощущение, что когда процессы подачи и рассмотрения коллективных исков будут обкатаны, требования истцов будут возрастать. Бизнес должен смотреть в будущее и видеть, откуда могут прийти риски”, - отметил он. В конце сессии он посоветовал бизнесу вовлекать юристов в операционную деятельность, налаживать взаимодействие отдела разработок и отдела продаж, общаться с дистрибьюторами, фильтровать жалобы потребителей и привлекать независимых третьих лиц для оценки претензий, чтобы не получить иски от недовольных жалобщиков в будущем.
----- PLATFORMA Media
Как получить судебные инвестиции на PLATFORMA? Читайте по ссылке