Подделки произведений искусства существуют уже давно, и арт-рынок не является исключением. Известные художники и дилеры всегда были вовлечены в схемы подделок и мошенничества. Недавно Дэмьен Херст, известный художник и провокатор, оказался в центре скандала, связанного с подделкой датировки его работ. Он создал несколько формальдегидных работ, которые были проданы как произведения 1990-х годов, хотя они были созданы в 2017 году. Коллекционеры, включая миллиардеров, стали жертвами этой схемы, покупая работы по завышенным ценам. Сейчас ведется расследование, и юристы уже начали защищать Херста. Однако, это вызывает вопросы о честности и прозрачности в искусстве, и рынок ожидает дальнейшего развития событий.
Скандал в мире искусства
Известный творец Дэмьен Херст попал в центр арт-драмы. Его работы, якобы из 90-х, на самом деле оказались свежими — 2017 года. Коллекционеры, вложившие в них капиталы, столкнулись с обманом. Стоимость их покупок была искусственно завышена. Вопросы о добросовестности на арт-рынке подняты. Херсту на помощь пришли юристы, которые заявили, что в контексте концептуального искусства даты не играют роли. Следствие по инциденту продолжается.
Веками мастера-имитаторы творили фальшивые полотна, а мошенники пробовали пристроить подделку под маску древнего творения. Сегодня, однако, появился новый феномен: художники клонируют собственные работы. Дэмьен Херст, звезда рынка искусства, возглавляет это направление. Дарья Кузнецова из галереи Shift раскрывает мотивы такого самокопирования.
Только оправившись от дела Рыболовлева, арт-мир снова взбудоражен. На этот раз в центре внимания — Дэмьен Херст. Он оказался в эпицентре дебатов из-за сомнений в подлинности дат его знаменитых творений с формальдегидом: работы "Неизвестное. Миф исследованный, объясненный, взорванный", "Голубь", и "Каин и Авель".
В 2017 году экспозиция в Gagosian Gallery, Гонконг, представила творения Дэмиена Херста. Основной фокус — его творчество 90-х, когда он укрепил свой статус в искусстве, особенно после номинации на Тернера в «95 с произведением "Мать и дитя, разделенные".
Photographed by Prudence Cuming Associates
© Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved, DACS 2012
Мэйв Макклинаган из The Guardian выяснила, что хотя галерея и этикетки указывают на 90-е годы как время создания трех статуй, они на самом деле появились в 2017. Журналисты не нашли доказательств их существования до этой даты, что стало основой для детального изучения вопроса.
В 1999 году была реализована работа «Dove» Херста. Его творения с телятами и акулой демонстрировались в галереях США и Европы с 2018 по 2024 год, отмечаясь как созданные в 1990-х. По словам представителей Херста, даты на его формальдегидных экспонатах отражают зарождение идеи, не фактическое изготовление. Юристы подчеркивают, что нет единых норм для датирования, особенно в концептуальном искусстве. Традиционно, однако, дата произведения связана с моментом его создания.
Судебный иск против Херста
Известный художник Херст попал в центр скандала. Его клиенты, братья Фертитта, обвиняют его в продаже их казино Palms в Лос-Анджелесе скульптуры акулы за $8 млн. Они утверждают, что работа была частью «лимитированной серии» и теперь требуют в суде установить её настоящую стоимость и количество подобных произведений. Защиту одного из самых состоятельных художников ведёт команда адвокатов.
Работы с формальдегидом — концептуальные произведениями искусства. Дата, присваиваемая той или иной из них, — дата зарождения произведения. На протяжении многих лет Хёрст ясно давал понять, что важно в концептуальном искусстве: не физическое создание объекта или обновление его частей, а намерение и идея, лежащие в основе работы.
Юристы Хёрста
---Источник: The Blueprint