Сделка на миллиарды: «Yota» и МегаФон

Среди IP-активов компании одним из наиболее ценных является товарный знак. При определенных условиях сумма сделки в отношении товарного знака может составлять миллиарды рублей.Примером такой сделки стала покупка товарных знаков «Yota» компанией МегаФон. Согласно финансовому отчету компании за первое полугодие 2023 г., товарные знаки были приобретены за 27 млрд рублей.

По данным Реестра Роспатента и ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), всего было приобретено 6 товарных знаков. Среди них - 5 российских товарных знаков (№ 432408, 432407, 473885, 487931, 487987) и 1 товарный знак, зарегистрированный по Мадридской системе (№ 908404A) в отношении более 20 стран, в том числе стран ЕС, Восточной Европы. Товарные знаки относятся к брендам «Yota» и «Yota Light».

Интересно, что МегаФон приобрел ООО «Скартел», владевшего брендом «Yota», еще в 2013 г. На протяжении 10 лет товарные знаки бренда фактически использовались под контролем МегаФона. В конце 2022 г. МегаФон объявил об объединении своей торговой сети с сетью Yota в целях снижения расходов на развитие и увеличения трафика салонов. Однако, как сообщают представители компании, покупка товарных знаков связана не с объединением сетей, а с реструктуризацией активов, в рамках которой МегаФон покупает профильные активы и избавляется от непрофильных.

Как правило, желая приобрести контроль над брендом, компания-приобретатель покупает долю в компании-правообладателе и тем самым полностью интегрирует правообладателя в своей бизнес. Сделки по приобретению исключительно прав на IP-активы заключается достаточно редко (по сравнению с классическими M&A сделками), особенно на такие большие суммы.

По информации от представителей МегаФона, цена сделки определялась независимой оценочной организацией. Для оценки стоимости товарного знака независимыми оценщиками применяется федеральный стандарт «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов», утвержденный Приказом Минэкономразвития. По этому стандарту на стоимость товарного знака влияют:

  • Внешние факторы – текущее состояние и перспективы развития рынка, на котором используется товарный знак; доля рынка, которую занимает продукция с товарным знаком; сделки с оцениваемым товарным знаком либо его аналогом (при наличии);
  • Внутренние факторы – продукция, ее ассортимент, в отношении которой используется товарный знак; результаты деятельности компании с использованием товарного знака; бизнес-планы, прогнозы развития такой деятельности.

На практике стороны далеко не всегда проводят оценку стоимости товарного сделка, сумма сделки может не совпадать с оценкой независимого оценщика. Она зависит от договоренностей сторон и от того, насколько сделка важна для покупателя.

Примеров дорогих сделок с товарными знаками не так много, поскольку информация о сумме обычно не разглашается. Из открытых источников видно, что самыми крупными по суммам являются сделки с товарными знаками в IT-секторе. Например, в 2021 г. компания Meta в рамках ребрендинга приобрела товарный знак одноименного американского банка за $60 млн. За эту же сумму компания Apple купила товарный знак «Ipad», но в 2012 г.

Стоимость товарных знаков наиболее крупных компаний в мире ежегодно оценивается и публикуется Европейским институтом брендов. В 2022 г. самыми дорогими товарными знаками стали Apple ($400 млн), Google ($400 млн), Amazon ($240 млн), в топ-10 также вошли Microsoft, LVMH, Alibaba, Facebook, Johnson&Johnson, Huawei, Walmart, AT&T. При составлении рейтинга эксперты рассчитывают так называемую «силу бренда» на основе его известности среди потребителей, истории бренда, инвестиций в бренд, доли на рынке, а также ожидаемые доходы от использования бренда.

Мария Воронкова, юрист практики интеллектуальной собственности и технологий BGP Litigation

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.