Microsoft около 10 лет незаконно использовала запатентованную технологию. В конечном счете патентообладателю удалось отсудить у корпорации $10 млн. Но у самого истца вряд ли бы хватило средств на такой процесс — помогло судебное финансирование. По словам экспертов, подобные разбирательства могут стоить миллионы, поэтому защита патентов для многих изобретателей становится вопросом ресурсов. На помощь в таких ситуациях приходит судебное финансирование, которое позволяет «выровнять игровое поле».
В начале 2000-х Майкл Кауфман запатентовал свое изобретение — удобный интерфейс для взаимодействия со сложными компьютерными базами данных. А 10 лет назад изобретатель узнал, что корпорация Microsoft без его согласия использует его технологию.
Затем последовали долгие переговоры об урегулировании, спор о действительности патента, суд присяжных, апелляция и, наконец, в июне этого года изобретатель получил присужденные ему $10 млн.
Но всего бы этого не было, если бы не судебное финансирование, которое удалось привлечь Кауфману и его адвокатам. «Вероятно, я был в гораздо лучшем положении, чем большинство изобретателей, и все же у меня закончились деньги задолго до того, как мы добрались до Microsoft. Это отрезвляет», — признается изобретатель.
Предыстория
Идея технологии, которая позднее легла в основу многомиллионного спора, пришла Кауфману в конце 1990-х годов. Его знакомый, адвокат Рональд Абрамсон из бутиковой фирмы Liston Abramson LLP в Нью-Йорке (на тот момент — из Hughes, Hubbard & Reed LLP) убедил Кауфмана запатентовать изобретение.
Правда, на получение патента у Кауфмана и Абрамсона ушло около десяти лет. По их словам, основная проблема заключалась в эксперте, который, судя по всему, не понял формулы изобретения. Так или иначе, в начале 2000-х им все же удалось получить патент.
А спустя несколько лет — в 2011 году — Кауфман заметил, что Microsoft использует запатентованную им технологию без его согласия. Изобретатель был намерен отстаивать свои права, но он не был уверен, что сможет позволить себе судебный процесс.
«Выровнять игровое поле»
Команда Liston Abramson начала предлагать дело венчурным инвесторам и частным инвестиционным компаниям, но никто не хотел судиться с Microsoft.
Прошло пять лет, прежде чем адвокаты вышли на Woodsford — компанию, специализирующуюся на судебном финансировании. Woodsford согласилась профинансировать дело Кауфмана.
Судебное финансирование — это механизм, когда третья сторона предоставляет средства для ведения спора (оплачивает услуги юристов, проведение экспертиз и тд.), а взамен получает процент от взысканной суммы. При этом в случае поражения деньги не возвращаются.
По словам Робин М. Дэвис из Woodsford, дело Кауфмана — это спор из серии «Давид против Голиафа» (когда одна из сторон заведомо находится в более слабой позиции — прим. ред.). Именно такие дела обычно финансирует Woodsford.
В свою очередь, профессор юридического факультета Университета Эмори Николь Моррис обращает внимание, что защита патентов для большинства изобретателей — это вопрос ресурсов. Ведь такого рода разбирательства могут стоить миллионы.
Судебное финансирование очень помогает в таких случаях. Оно дает возможность «выровнять игровое поле», замечает партнер Liston Abramson Дэвид Дж. Листон.
Победа
В 2016 году, после неудачных переговоров об урегулировании, команда Liston Abramson приступила к подготовке иска. Но было неясно, сколько Microsoft зарабатывает на программном обеспечении, нарушающем патент Кауфмана.
От этого зависело, сколько изобретатель и Woodsford потенциально могли бы получить в качестве компенсации, и стоило ли это того, чтобы инициировать разбирательство.
В 2019 году, за день до суда, Microsoft опубликовала информацию об использовании спорного программного обеспечения, начиная с 2018 года. Показатели, по словам Абрамсона, оказались «очень низкими».
Данных до 2018 года у Microsoft не было. Тогда один из адвокатов Liston Abramson с помощью Google Trends выяснил, что раньше — примерно в то время, когда изобретатель впервые заметил нарушение — Microsoft использовала технологию намного чаще.
Присяжные поверили показаниям Кауфмана и признали нарушение. Microsoft подала апелляцию. В свою очередь, адвокаты изобретателя оспорили размер взысканной с корпорации суммы. Они настаивали, что, помимо $7 млн, присужденных Кауфману в качестве компенсации, ему также полагаются проценты.
Апелляция встала на сторону изобретателя. В итоге Microsoft обязали выплатить Кауфману около $10 млн компенсации за незаконное использование патента и процентов. В конце июня деньги поступила на счет изобретателя. По словам Абрамсона, Кауфман получил «львиную долю» от этой суммы.
Источник: Bloomberg Law
Вольный сокращенный перевод: PLATFORMA Media
PLATFORMA — первый в России сервис по финансированию судебных споров. Узнайте, как получить деньги на судебное разбирательство в нашем гайде по судебному финансированию.