Российские юристы рассказали о своем отношении к рейтингам

PLATFORMA Media опросила ведущих российских юристов по поводу их отношения к юридическим рейтингам:  принимают ли они в них участие, доверяют ли результатам и приносит ли участие в рейтингах клиентов. 


Олег Воробьев, руководитель службы правового обеспечения и имущественных отношений ГБУ "МГФСО" Москомспорта 

Номинация в любой топ-лист - это хороший пиар-ход. При этом организаций, составляющих юридические рейтинги, сейчас множество. В числе юристов, регулярно попадающих в эти рейтинги, есть действительно сильные профессионалы. Многих из них знаю лично. 

Однако в целом отношение к рейтингам у меня прохладное. Объясню почему.

Во-первых, любой рейтинг - это вопрос мнений. Например, есть известный в нашей профессии адвокат, отзывы о работе которого прямо противоположные. Не уверен, что составители рейтингов, в которых он,  как правило, присутствует, имеют возможность судить объективно. Также и в других похожих случаях.

Во-вторых, не вполне очевидны критерии попадания в рейтинг. Некоторые серьезные юристы, адвокаты, которые есть в топ-листах, на самом деле редко сами ведут дела. Они принимают участие в общественной деятельности, привлекают клиентов, общаются с прессой. В некотором смысле они перестают быть практиками. И хотя за ними стоит команда, качество их работы часто оставляет желать лучшего. Если вы рядовой клиент, индивидуального подхода не ждите. Мне известен случай, когда достаточно популярный адвокат провалил дело просто потому, что опоздал на процесс из-за съемок в передаче на Первом канале. Гораздо сильнее работают многие известные мне молодые специалисты, которые держатся за каждого клиента.

В-третьих, есть отличные юристы, которых просто нет в рейтингах. По разным причинам. Многие просто не хотят участвовать. Другие выбирают иные способы продвижения своих услуг. Отсюда возникает вопрос о честности того или иного рейтинга, если отбор ведется "среди своих".


Наталья Кордюкова,  руководитель налоговой практики юридической фирмы "Клифф"

К рейтингам у всех очень спорное отношение. Но и более подходящего инструмента пока не придумали. С одной стороны, конечно, не все рейтинги объективны, и не всегда их методики прозрачны. Подходы изменчивы год от года и едва ли существует в природе хоть одна абсолютно идеальная методика оценки успехов юристов и компаний. 

Отсутствие той или иной компании в рейтингах не говорит о том, что ее экспертиза плоха, у нее нет клиентов или она неизвестна на рынке. Но при этом рейтинги и полезны. Через них можно оценить рынок – пусть и не идеальным способом, но понять примерную диспозицию сил в отрасли и (в первую очередь) амбиции игроков. 

Большинство юридических компаний стараются рейтинговаться, т.к. рейтинги важны для крупных корпоративных клиентов - часто участие в них включается как обязательное условие при закупке юридических услуг по тендерам. Хотя для частных клиентов ориентироваться на рейтинги не принято, в области работы с физическими лицами рекомендации и стабильность играют основную роль, а не регалии никто особенно не смотрит. То есть вопрос участия в рейтинге – это скорее всего вопрос выбора своей целевой клиентской аудитории. 


Александра Пелих, руководитель юридического отдела ООО «Зуйков и партнеры»

Отношение к рейтингам зачастую зависит от того, попала ваша компания в рейтинг или нет. Если вы занимаете свое место в рейтинге, ваше отношение позитивное и вы считаете, что рейтинг это некоторый показатель мастерства и успешности. 

Но если бы компании, заинтересованные в юридических услугах, при выборе представителя руководствовались только результатами рейтинга, то на юридическом рынке была бы абсолютная монополия из десяти – пятнадцати юридических фирм. 

Такого не происходит, соответственно, рынок показывает, что результаты рейтинга могут быть важны прежде всего для юристов, а не для их доверителей.

Можно сравнить рейтинг с премьерой спектакля или фильма – праздник, овации, но за всей этой красотой, которую видит публика, стоит круглосуточный труд над проектами, разработка позиций и ведение дел клиентов. 

Нужны рейтинги? Да, нужны, поскольку юристы амбициозны и хотят, чтобы результаты их труда были публичными.

Где юристу искать клиентов в кризис? Узнайте больше о возможностях Единого Каталога Юристов

Юлия Кочаровская,  руководитель юридического отдела юридической фирмы “КОДЕСТ"

Рейтинги показывают уровень юриста в том или ином вопросе для обывателей и партнеров.  Периодически мы в них участвуем. В основном рейтинги приводят интересных партнеров из нашей и смежной сфер, соответственно и клиентов, но не напрямую.


Сергей Скавронский,  руководитель PANTEY Consult 

Поскольку у нас глубокая отраслевая специализация и экспертиза (защита интеллектуальной собственности), мы не участвуем в юридических рейтингах. Считаем это лишними затратами. Однако для юридических компаний широкого профиля рейтинги действительно могут быть дополнительной точкой контакта с потенциальными клиентами, дополнительным атрибутом доверия, а также возможностью выделиться среди конкурентов.



----- PLATFORMA Media

Хотите провести вебинар на PLATFORMA и получить охват более 50 тыс человек? Обращайтесь на press@platforma-online.ru

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.