Не весна, но оттепель: о чем говорили на Юридическом форуме России

XVII ежегодный «Юридический форум России» прошел в Москве в начале апреля. Организатором мероприятия стала газета «Ведомости». Одной из главных тем стало взаимодействие бизнеса и государства в условиях коронакризиса, юридические и финансовые угрозы для компаний. PLATFORMA Media рассказывает о ключевых моментах дискуссии.

Как отечественному бизнесу оставаться на плаву в условиях меняющейся реальности

Ответы на этот вопрос представили участники пленарной сессии под модераторством Сергея Ковалева, управляющего партнера коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры». Ковалев отметил, что в период коронакризиса появились новые факторы и механизмы взаимоотношений в экономической сфере. Государство, вынужденное на ходу подстраиваться под новые условия и менять регулирование, во многих вопросах обратилось к бизнесу напрямую и прислушалось к пожеланиям предпринимательского сообщества. Такой диалог выгоден обеим сторонам, подчеркнул модератор.

DSC06466.JPG

Ирина Нарышева, партнер, руководитель юридической практики KPMG, рассказала о том, как бизнес вовлекается в законотворческие процессы и поделилась своим опытом участия в экспертном комитете при Минэкономразвития. По словам Нарышевой, положительный тренд действительно есть – у российских компаний существует много вариантов участия в законотворчестве на различных уровнях. Но свои замечания необходимо обосновывать. «Нужно выступать не просто с позиции «Баба-яга против», а предлагать альтернативу, которая поможет достичь заявленной цели», – отметила Нарышева.

Артем Афанасьев, вице-президент по правовым вопросам и взаимоотношениям с органами государственной власти компании Ozon, призывает власти обратить больше внимания на быстро развивающуюся сферу электронной коммерции. В период пандемии маркетплейсы помогают и предпринимателям и покупателям получать необходимые товары и услуги. Объем рынка сейчас составляет около 2,7 трлн рублей, к 2025 году отрасль может вырасти на 280%. При этом Афанасьев подчеркивает, что поддержка государства нужна не только малому и среднему бизнесу, но и крупному – он может катализировать экономический рост, в частности за счет сетевого эффекта. Но сейчас российские продавцы находятся в неравных с иностранными коллегами условиях. Часто выгоднее ввезти товар в страну, чем производить и продавать на месте. Афанасьев считает, что отечественным продавцам нужно предоставить налоговые льготы и установить фиксированную ставку эквайринга.

Алексей Евгеньев, управляющий директор Alvarez & Marsal CIS LLP, ожидает, что последствия кризиса будут сказываться на разных отраслях экономики еще продолжительное время. Многим компаниям помог приспособиться к кризису уход в онлайн. И тем не менее ряд предпосылок, в том числе рост долговой нагрузки, позволяют спрогнозировать всплек банкротств и реструктуризаций организаций. Евгеньев считает, что это произойдет в 3-4 квартале 2021 года. «Такую картину мы видели и в 2008 и 2014 годах – «здание» начинает осыпаться через 9-12 месяцев после того, как прошла ударная волна», – приводит аналогию эксперт. По его словам, для бизнеса весна еще не наступила, на сегодня это всего лишь оттепель.

DSC06503.JPG

Ожидания государства и бизнеса друг от друга после пандемии

Павел Громов, директор юридического департамента, Auchan Retail Russia, говоря о сложившихся в период пандемии особенностях регулирования ритейла, выразил опасения, что «ручное управление» может стать тенденцией. В посткризисное время прямое влияние государства может привести не к положительному, а обратному эффекту. Важно сохранить гибкость, подчеркнул Громов, а тот уровень доверия между государством и бизнесом, которого удалось достичь, нужно использовать, чтобы доносить до властей идеи и пожелания делового сообщества.

По мнению Ораза Дурдыева, директора по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB Inbev Efes, перед бизнесом стоит две задачи: сохранить, что есть и найти новые возможности, которые открывает любой кризис. И большинство отраслей в России с этим справились, считает Дурдыев. По его словам, главное, чего сейчас ожидает бизнес от государства, – это стабильность законодательства и предсказуемость налоговой политики.

Особенности текущего момента можно и нужно использовать для диалога, считает Дмитрий Тимофеев, вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям ГК «ПИК». Он призвал представителей бизнеса к активному участию в рабочих группах, экспертных комитетах и на других площадках взаимодействия с властью. Соблюсти принцип баланса интересов невозможно без дискуссии.

В единстве сила

Тема объединения и активного диалога с властью стала лейтмотивом и экспертной сессии, участниками которой стали политолог Екатерина Шульман и партнер юридической компании «Пепеляев групп» Роман Бевзенко. В ходе разговора, посвященного законотворческим процедурам, Шульман подчеркнула важность участия экспертного сообщества при подготовке законов. Так, по ее мнению, привлечение профессионального объединения юристов поможет сразу решить многие вопросы и ускорить принятие знаковых инициатив.

DSC06142.JPG

------ Агата Альшевская для PLATFORMA Media

PLATFORMA финансирует коммерческие споры, банкротные споры, корпоративные споры, внутренний и международный арбитраж, нарушение договора/возмещение убытков.


Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.