На ПМЮФ оценили перспективы судебного финансирования

Если у истца нет денег на оплату труда юристов, но есть выигрышная ситуация, он может попробовать привлечь судебное финансирование третьих лиц. Потом инвестор сможет вернуть потраченные деньги из присужденных сумм. Но, поскольку институт судебного финансирования новый, инвесторы несут риски. Поэтому участники тематического обсуждения в рамках ПМЮФ предложили несколько законодательных ограничений, а также рассказали о перспективах института в ближайшем будущем.

Институт судебного финансирования появился еще в конце XX века, и, как рассказал модератор сессии партнер АБ «Иванян и партнеры» Андрей Горленко, произошло это в Австралии. «Администраторы банкротных компаний не имели достаточного финансирования, чтобы сопровождать процессы по взысканию имущества в пользу кредиторов. Для этого они привлекали заемное финансирование», — рассказал Андрей Горленко. Но сейчас инструмент распространен прежде всего для «классовых» исков, когда стороны не равны, но потенциальная сумма урегулирования спора настолько большая, что возможным инвесторам интересно помочь истцам защитить свои права.

В России судебное финансирование тоже начинает приобретать популярность. В обсуждении приняла участие адвокат Ирина Цветкова, основатель сервиса по финансированию судебных процессов PLATFORMA. Корпоративные юристы все чаще приводят клиентов, которые не могут профинансировать длительные процессы и дорогие решения. Например, судебное финансирование актуально для наследственных споров. Еще один пример — споры из серии «Давид против Голиафа», отметила Цветкова. Недавно завершился один из таких процессов, спор спортсменки из олимпийской команды России Марии Чаадаевой (Комиссаровой) против клиники доктора медицинских наук Евгения Блюма: ответчик исполнил решение суда и заплатил истцу 3 млн руб. за плохое лечение (подробнее об этом деле — «Судебное финансирование от PLATFORMA помогло парализованной спортсменке получить 3 млн рублей компенсации»).

Партнер АБ «Рыбалкин, Горцунян, Дякин и Партнеры» Дмитрий Кайсин отметил, что при привлечении финансирования судебных споров юристы прежде всего должны оценивать возможность исполнения судебного решения и стоимость поиска и реализации активов. На основе этой информации потенциальный инвестор может принять решение, интересно ему участие в проекте или нет. А форма финансирования может быть самой разной: например, инвестор может даже войти в уставный капитал истца.

«В нашей практике инвесторы готовы идти на финансирование проекта, если его прибыль окажется в три-четыре раза выше вложенного в проект», — рассказал Кайсин.

Иногда сторона сама хочет раскрыть информацию, что она привлекает финансирование, продолжил Кайсин. Это психологический момент, который может сработать на ответчика, — тот, например, поймет, что инвестор позитивно оценил перспективы иска, а значит, возможно, их так же оценит и суд.

Арбитр Наталья Аленкина из Международного третейского суда при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики рассказала, что в ее стране судебное финансирование использовалась в споре с государством, которое выступало ответчиком. Власти забрали у компании лицензию на разработку месторождения. Спор рассматривался в Париже, а сумма требований коммерческой структуры составляла больше €300 млн. Когда государство узнало о судебном финансировании процесса, оно потребовало не только раскрыть инвестора, но и рассказать об условиях соглашения. Истец отказался, а арбитр не поддержал государство. В итоге с государства взыскали чуть меньше 5% от заявленных требований, что позволило только покрыть расходы инвестора, который оплатил спор.

Далее читайте по ссылке

PLATFORMA — первый в России сервис по финансированию судебных споров. Узнайте, как получить деньги на судебное разбирательство в нашем гайде по судебному финансировани

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.