Рады представить вам первое в новом году интервью о хобби юриста! В центре нашей рубрики - Мария Калинина, адвокат, партнер DS LAW. Мария всерьез интересуется искусством: посещает выставки, а также спектакли, количество которых достигает 24 постановки в год! Нам было очень интересно погрузиться в увлечение Марии и прикоснуться к высокому, а что из этого получилось - читайте в нашем материале.
—Расскажите, помните ли вы ваше первое посещение театра и театральную постановку? Какое впечатление у вас осталось на тот момент?
В детстве на меня произвели сильное впечатление гастролияпонского театра теней. Я была ребенком, но впечатления остались до сих пор. А обычные спектакли, куда водят всех детей, совершенно мне не запомнились. Когда я всознательном возрасте оказалась в Большом театре, единственная опера, которая произвела на меня впечатление – это «Мадам Баттерфляй». Видимо потому, что эстетика японского минимализма приворожила меня в детстве.
—Какие театры или спектакли запомнились вам больше всего и почему?
Мне кажется, что тут важно сказать не о театрах, а о режиссерах. У нас же театр режиссерский.
Меня как зрителя сформировали постановки Юрия Бутусова, именно его интерпретации Шекспира в Сатириконе до сих пор лучшие для меня. Помню первые работы Кирилла Серебренникова на московской сцене, как это было ярко. Дважды смотрела его «Лес» в МХТ им. Чехова. Недавно этот спектакль вспоминали многие в связи с трагическим событием, смертью Евгении Добровольской, которая в нем блистала. Прекрасный режиссер Миндаугас Карбаускис навсегда в моем сердце с «Рассказом о счастливой Москве». Но этих спектаклей уже нет.
Льва Додина для себя я открыла поздно, ведь за ним нужно было ехать в Санкт-Петербург. «Жизнь и судьба» и «Карамазовы» - эталонные мощнейшие работы. «Карамазовы» и сейчас в репертуаре МДТ, успевайте.
—Как часто вы посещаете театры? Есть ли у вас любимые среди них?
Я смотрю в среднем по 24 спектакля в год (12 в Москве и 12 в Санкт-Петербурге).
Театр – это живой организм, он не стоит на месте, что-то рождается, что-то умирает. В Москве театральная жизнь в 2024 году строилась вокруг Пространства «Внутри». Я люблю и поддерживаю негосударственные театры, им без своего зрителя не выжить.
Из государственных театров вне конкуренции - Малый драматический Льва Додина.
—Как вы считаете, влияет ли театральное искусство на вашу профессиональную деятельность как юриста?
Театральное искусство расширяет кругозор. Оно о том, как по-новому рассказать известную всем историю. Мы же приходим в театр не за сюжетом, а за его интерпретацией, за разговором на важные темы. Театр человекоцентричен. Он дает нам возможность шире смотреть на мир и лучше понять человека, что важно для адвоката.
—Есть ли у вас любимые постановки или актеры, которые вдохновляют вас? Возможно, есть спектакль, на который вы давно мечтаете попасть - расскажите о нем подробнее.
В Москве нет спектаклей, на которые я мечтаю попасть, а вот в Санкт-Петербурге их предостаточно. У меня в списке больше десяти спектаклей, и я стараюсь синхронизировать свои поездки в Санкт-Петербург с возможностью их увидеть.
Планирую в этом году посмотреть «Холопы» Могучего. Не уверена, что мне понравится, но дам режиссёру второй шанс (его «Материнское сердце» я не оценила). В Театре ди Капуа хочу наконец увидеть «Жизнь за царя». Мне нравится вся команда этого театра и то, что они делают, а Илона Макарова – настоящая звезда. Игорь Черневич (МДТ)сейчас в зените своего таланта, когда и возраст, и опыт, и глубина. На московской сцене стоит смотреть Евгения Цыганова, он отличный театральный актер.
—Как вы выбираете спектакли для посещения — по рекомендациям, рецензиям или интуиции?
В Петербурге я ориентируюсь на профессионалов – Петербургский театральный журнал. В Москве - на интуицию, личные рекомендации и имена режиссеров.
В прошлом году я специально поехала на неделю в Санкт-Петербург на мастер-класс Петербургского театрального журнала. Училась понимать театральный процесс и писать о театре у лучшего театрального критика - Марины Дмитревской.
Фото: Мария Калинина на мастер-классе
—Удалось ли вам поучаствовать в каком-либо спектакле или проекте, и каков был ваш опыт?
У меня был опыт работы с профессиональным режиссером, мы делали любительский спектакль по дневникам Марины Цветаевой. Это интересно для личного развития. Полезно каждому юристу.
—Видите ли вы взаимосвязь между вашей профессией и театром — есть ли общие темы или концепции?
Работу актера в театре и работу судебного юриста объединяет то, что это живые выступления. Тут нет записи и монтажа.
Актер работает для зрителя, который обычно настроен к нему с симпатией, и важно эту симпатию за время спектакля не потерять. Адвокат же должен воздействовать на судей, которые часто раздражены с первой секунды судебного заседания. Адвокат в России работает в негативной нетворческой среде. Но даже здесь можно найти место для творческого подхода и импровизации.
—Вы ведете телеграм-канал об искусстве: пишете отзывы на спектакли и выставки, делитесь анонсами постановок и своими впечатлениями. Как вам удается находить время на ваше хобби в потоке профессиональных задач?
Я веду телеграм-канал «Адвокат об искусстве», потому что не могу молчать, делюсь тем, что может быть также важно для других. Мне хочется, чтобы хороший спектакль оценили, на плохой - не тратили время и деньги (театр сейчас - это дорого). Чтобы задумались о серьезной живописи, а не остановились в своем развитии на условном Айвазовском и импрессионистах. Мы, кстати, ходим с юристами в театр, заранее выбираем спектакли и потом их обсуждаем.
Время на глубокое увлечение чем-то кроме юриспруденции, профессии не творческой, надо находить. Я бы не доверила свое дело юристу, который ничем кроме права не интересуется. Как правило это скучные зашоренные люди, которые не могут выйти за рамки заданного шаблона. При более близком знакомстве оказывается, что и профессию эту они выбрали только из-за денег, в ней же себя и похоронят.
—Как вы считаете, помогает ли вам театр справляться со стрессом на работе?
Однозначно. Хороший спектакль исцелит любой стресс. Плохой - как минимум меня возмутит, а значит точно заставит переключиться.
—Какую постановку вы бы посоветовали посетить человеку, который только начинает знакомство с театром?
Сейчас один из лучших спектаклей в Москве – «Я – Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым. Не знаю людей, кто сказал бы, что это плохая работа.