Героем очередного интервью в рамках рубрики "хобби юриста" стал Максим Лабзин - судебный IP юрист, патентный поверенный и партнер юридической фирмы INTELLECT. Максим увлекается дзюдо - японским боевым искусством. О сочетании в себе юриста, спортсмена и не только - в материале PLATFORMA. Читаем и смотрим вместе с вами.
— Почему вы начали заниматься дзюдо? Что вас привлекло в этом виде спорта?
Этот выбор был сделан в детстве, когда мне было 9 лет, и он был не вполне осознанный: я просто стал ходить со школьным другом за компанию. Но мне достаточно быстро понравились состязательность, вкус победы, японский колорит и духовность этого вида спорта, а также различные игры на тренировках. Ну и, конечно, тренер. В итоге я в детстве и юности прозанимался 14 лет, а последние 5 лет, после большого перерыва, занимаюсь в основном индивидуально или в малых группах.
— Есть ли навыки, полученные в дзюдо, которые оказались полезными и в юридической практике?
Любой спорт, особенно если заниматься им не просто для здоровья, а профессионально, т. е. для достижения спортивных результатов, воспитывает в том числе работоспособность и навык приносить себя в жертву ради победы. Проще говоря, не капризничать, когда трудно, и терпеть в ожидании результатов. Это полезно в консалтинге с присущими ему переработками и психологическими перегрузками.
Но именно дзюдо, будучи единоборством, помогло мне в последующим чувствовать себя уверенно в судебных тяжбах, быть сдержанным, но сконцентрированным и внимательным к действиям оппонента, быстро и адекватно реагировать на них, использовать его ошибки, не поддаваться на провокации.
А еще в дзюдо множество ритуалов, в которых проявляется уважение к сопернику и окружающим. Я, наверное, потому полюбил судебное представительство, что здесь тоже много ритуалов и норм поведения в зале суда. Даже к деловому костюму я отношусь почти так же, как к кимоно. Он — это моя униформа, которая должна демонстрировать в тебе профессионала своего дела.
— Помогает ли вам дзюдо развивать лидерские качества и умение работать в команде?
Очень опосредованно, потому что дзюдо — всё-таки личный, персональный вид спорта. Но оно дарит хорошее настроение и самочувствие, что дает уверенность и позитив в общении.
— Существует ли у вас особая философия, основанная на дзюдо, которую вы применяете в юридической деятельности?
Да. Она состоит в уважении участников судебного разбирательства и предусмотренных ритуалов его проведения, а также в ожидании и использовании в свою пользу слов, действий, ошибок процессуального оппонента.
— Мы знаем, что вы не только увлекаетесь дзюдо, но и участвуете в соревнованиях. Подскажите, как вы находите время добиваться успехов как на профессиональном поприще, так и в спортивной сфере?
Здесь мне помогает мое спортивное прошлое: то, что было заложено в детстве. Это позволяет сохранять форму без многочисленных тренировок. И, возможно, я некоторых разочарую, но дзюдо - не тот вид спорта, который в среднем возрасте с нуля можно освоить до уровня, который позволит уверенно и с удовольствием участвовать в соревнованиях. Скорее всего, вы останетесь на уровне зала и не сможете испытать удовольствие от медали.
— Расскажите о случае на соревнованиях, который вам особенно заполнился и, может, чему-то научил.
С детства перед моими глазами на спортивных сборах и соревнованиях происходило множество спортивных подвигов: выполнение упражнений на пределе сил, победные броски в безнадежных ситуациях, травмы и борьба через боль. Но сейчас меня поражают 70-ти и 80-ти летние ветераны, которые до сих пор выступают на соревнованиях и борются. Вряд ли есть еще какое-нибудь контактное единоборство, в котором это возможно. Это настоящее чудо в дзюдо.
— Есть ли у вас примеры, когда занятия дзюдо способствовали созданию профессиональных связей или улучшению отношений с клиентами?
К сожалению, почти нет из-за небольшой популярности это вида спорта вообще и, тем более, среди взрослых. Хотя коллеги, которые провели со мной вместе несколько тренировок, находились. Очень благодарен им за это. Мы стали ближе.
— Был ли у вас период, когда вы хотели или были вынуждены прекратить заниматься своим хобби?
Когда в молодости это было моим почти что профессиональным занятием, я его оставил и променял на юриспруденцию. А вот когда дзюдо спустя много лет вернулось ко мне как хобби, то теперь я его не оставлю ни за что. Остается только надеяться, что здоровье позволит заниматься им до глубокой старости.
— Поделитесь своими планами и целями в спортивной и профессиональной сферах.
Хотелось бы выступить на каком-нибудь международном турнире по ветеранам дзюдо. А в профессиональной сфере горизонты бескрайние. И здесь у меня нет конкретных целей, только путь.