Как юридическим департаментам извлекать выгоду из судебных споров

Юридические отделы уже претерпели замечательную эволюцию. Их втянули в формирование бизнес-стратегии и замотивировали приносить ощутимую пользу. Всего лишь вопрос времени, когда юридические отделы начнут извлекать выгоду из судебных разбирательств, считает Дэвид Перла, операционный директор Burford Capital.


Судебный спор традиционно не самый приятный процесс в корпоративных юридических департаментах: это всегда расходы, дополнительные риски и отвлечение внимания от главной цели. Однако успешный судебный процесс может принести ресурсы для бизнеса.

Уже около десяти лет перспективные юридические департаменты крупнейших мировых компаний внедряют программы по судебному финансированию, что приводит к впечатляющему созданию добавленной стоимости.

Согласно исследованию Burford, многие компании по-прежнему не могут инициировать судебные споры из-за страха добавить риски и расходы. Кроме того, многие компании не тратят средства на исполнение судебных решений, на которые они уже потратили деньги. Они сообщают, что ежегодно не дают ход судебным спорам более чем на $10 миллионов.

Такие инструменты, как судебное финансирование (litigation funding), решают эти проблемы — судебные инвесторы берут на себя судебные расходы и риски судебного разбирательств.

Новое поколение корпоративных юристов использует судебные инвестиции для заслуживающих внимания споров, которые генерируют денежные средства без дополнительных рисков.

Более широкое использование судебных инвестиций становится особенно актуальным именно сейчас. Экономический спад означает, что все больше бизнесов сдерживают затраты и риски. Согласно исследованиям Школы Бизнеса Дюка Фукуа, почти 50 процентов финансовых директоров ожидали рецессии к концу 2019 года. Поэтому неудивительно, что опытные юридические команды заранее использовали инструменты для финансирования перспективных судебных споров без добавления рисков или расходов.


Эволюция юридических департаментов

В течение 25 лет, что я был адвокатом, прежде чем уйти в инновации, я был свидетелем медленной, но устойчивой эволюции юридических отделов. Корпоративные юристы все чаще становились участниками разработки корпоративной стратегии и получали все большую роль в принятии бизнес-решений.

Корпоративные юридические департаменты претерпели заметную эволюцию в последние годы. Исторически сложилось так, что внутренние юридические команды рассматривались как риск-менеджеры, экономисты и комплаенс-центры.

В последнее десятилетие роль юридического отдела все больше смещается в сторону проактивного формирования ценностей.

Как утверждается в отчете Deloitte за 2017 год о внутренних юридических департаментах, “представление о том, что внутренняя юридическая команда должна функционировать как внутренняя юридическая фирма, уступает место видению юридического отдела как коммерческой функции - функции, которая определяет экономическую ценность для бизнеса".

Юридический департамент больше не внутренняя юридическая фирма, теперь он отдел, который определяет экономическую ценность для бизнеса и генерит прибыль

Аналогичным образом, в отчете КПМГ за 2017 год о меняющейся роли корпоративных юристов указывается, что “описание должностных обязанностей смещается с чисто юридической работы на более бизнес-ориентированную”. Красной нитью в обоих докладах проходит мысль о том, что юридический отдел, как и любой другой отдел, должен вносить ощутимый вклад в развитие бизнеса.

За последние два десятилетия несколько известных компаний сделали еще один шаг вперед в ценностно-ориентированной роли своих юридических департаментов: они ввели программы позитивного восстановления. Такие компании, как DuPont, The Home Depot, Tyco и Ford, среди прочих, создали прецеденты, которые в некоторых случаях привели к росту доходов.

Так юридическая команда Dupont получила совокупное возмещение в размере около 2,7 миллиарда долларов в период с 2004 по 2013 год. За один квартал компания Ford получила возмещение, компенсирующее судебные издержки за год. Очевидно, эти примеры не являются репрезентативными для внутренних юридических команд в целом. Но они показывают потенциал корпоративных активов, которые юридические отделы могут “разблокировать” с помощью правильных инструментов.

Получение возмещения без затрат и рисков

Несмотря на растущую роль внутренних юридических департаментов и успешные истории, судебные разбирательства остаются чрезвычайно дорогими и рискованными. Кроме того, когда компании судятся, они часто делают это в качестве ответчиков, что еще больше укрепляет представление о том, что судебных разбирательств следует избегать.

На первый взгляд эту точку зрения легко понять — но ее опровергают два важных факта. Во-первых, большинство компаний имеют значительную стоимость, заключенную в неиспользованных юридических активах. Во-вторых, судебное финансирование возникло более десяти лет назад специально для того, чтобы позволить компаниям снять бремя судебных расходов и рисков.

Масштабы ресурсов, которые компании теряют из-за неоплаченных судебных разбирательств и невозвращенных взысканий, ошеломляют. Согласно опросу Burford Capital по судебному финансированию за 2018 год, 68% корпоративных юристов отказались от судебных споров из-за их предполагаемого влияния на отчетность компании. И еще: 59% респондентов сообщают, что у них есть неисполненное судебное решение стоимостью 10 миллионов долларов или более. Хуже всего, что у компаний практически нет необходимости отказываться от этих требований и взысканий — во многих случаях судебные инвестиции позволили бы им достичь цели.

Компании отказываются от судебных разбирательств по целому ряду причин. Они могут опасаться, что это будет отвлекать юридическую команду. Более того, они опасаются издержек судебного разбирательства, присущего ему риска потерь и последствий, и расходов, которые скажутся на балансе компании. Это примеры тех проблем, для решения которых было создано судебное финансирование.

Когда компания работает с судебным инвестором, судебные издержки и расходы оплачиваются инвестором и должны быть возвращены только в случае успешного исхода. Таким образом, юридический отдел не только может переложить все расходы на финансиста, но и устраняет риск потерь.

Судебное финансирование позволяет юридическим департаментам побеждать в судебных спорах без дополнительных затрат или рисков — это означает, что компании имеют инструменты для получения безрисковой прибыли от многомиллионных активов.

Хотя нет никаких сомнений в том, что судебное разбирательство потребует времени и внимания со стороны юрдепов, сотрудничество с судебным инвестором может решить даже эту проблему. Во-первых, наличие капитала в распоряжении юридического отдела может означать большую гибкость для поиска юристов. Во-вторых, наиболее продвинутые партнеры по юридическому финансированию, такие как инвестиционные брокеры, могут проводить анализ юридических и финансовых рисков, что помогает юридическим отделам устанавливать приоритеты и максимально эффективно использовать все свои ресурсы. А поскольку судебные инвесторы участвуют в сотнях судебных процессов одновременно, у них есть бесценный опыт того, как наилучшим образом подойти к делу и максимизировать возмещение ущерба. В то время как внешние финансисты являются пассивными инвесторами, которые не контролируют судебные процессы и не влияют на существующие отношения между адвокатом и клиентом, их опыт может стать преимуществом.

Согласно исследованию Burford, 70% юристов, которые еще не использовали судебное финансирование, планируют сделать это в течение двух лет.

Учитывая, что использование судебных инвестиций чаще всего является совместным решением юрфирм и их клиентов, более широкое использование судебных инвестиций среди юридических фирм неизбежно будет означать, что клиенты также будут их чаще использовать. Это станет конкурентным преимуществом для самых опытных юристов.

Юридические отделы уже претерпели замечательную эволюцию. Их втянули в формирование бизнес-стратегии и замотивировали приносить ощутимую пользу. Всего лишь вопрос времени, когда юридические отделы начнут извлекать выгоду из судебных разбирательств, особенно когда глобальная конкуренция усилится. Возможно, следующая тенденция для юридических департаментов еще и в том, что они все больше будут использовать судебное финансирование в качестве безрискового способа возврата своих средств.


----- Translated by PLATFORMA Team

PLATFORMA финансирует коммерческие споры корпоративные споры, внутренний и международный арбитраж, нарушение договора/возмещение убытков.


Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.