Как общество отреагировало на идею создания черного списка судей

На прошлой неделе уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов высказался о намерении создать «черный список» российских судей. Проект «черного списка» будет курировать правозащитник Александр Хуруджи и «Партия роста», которую возглавляет Титов. Он запустится уже в октябре-ноябре. На начальном этапе создадут список судов, негативно настроенных к предпринимателям. 
Как отреагировало на предложение профессиональное сообщество? Читайте в подборке PLATFORMA Media.

— "Создалась некая система, когда судья вроде бы законодательно независим, но на самом деле все равно при принятии решений действует с оглядкой. Это касается и позиции председателя суда, и некой сложившейся практики, в частности, по делам, связанным с взысканием денег из бюджета, компенсацией морального вреда. Судей, конечно, особо и не накажут за подобные вердикты, но сложившаяся практика не позволит им принимать действительно законные решения. Качество работы судей низкое в виду того, что их корпус — закрытая система, 80% приходящих судей — это бывшие работники судов, остальные 20% — бывшие сотрудники прокуратуры и иных госорганов. По большому счету система пожирает сама себя. Мало кто хочет вникать в суть, все просто хотят побыстрее рассмотреть дела и уйти. Кроме того, на судей ложится очень большая нагрузка, у них объективно даже не остается времени, чтобы вникнуть в дело, тщательно разобраться с доказательствами и вынести законное, справедливое, обоснованное решение. Эти три вещи, на мой взгляд, и стимулируют появление таких инициатив»". (Георгий Холманский, председатель коллегии адвокатов «Правовое товарищество», Коммерсантъ)

— "Если бы речь шла о смене режима, то черные списки – это самое оно. И на основании черных списков проводишь люстрацию потом. Но у нас речь о смене режима не идет. Поэтому я не очень представляю себе, как вы будете претворять в жизнь написанное в черном списке. Вы будете его вывешивать как дацзыбао на стенах домов? Тогда вы попадаете под уголовную статью об оскорблении действующего судьи. Вы его дискредитируете, вы подрываете его авторитет. Куда вы пойдете с этим черным списком? Выборность судей – гораздо более интересная штука. Председателей судов надо ликвидировать. Не в физическом смысле, боже упаси, а ликвидировать как класс". (Георгий Бовт, публицист, политолог, "Комсомольская правда")


— «То, о чем общественность начинает потихоньку узнавать, об очень странных приговорах, о нежелании судей приобщать к делу какие-то серьезные доказательства, то, о чем практикующие юристы знают очень и очень давно. Идея создать так называемый черный список судей здравая с точки зрения привлечения внимания. Другой возможности достучаться до наших властей, в первую очередь до президента, который назначает каждого судью, видимо, нет, другого пути нет. С точки зрения именно привлечения внимания эта идея имеет смысл. Скажу откровенно, в частности в Краснодарском крае мне открыто судья говорил: что вы мне законом размахиваете, у нас есть что-то вроде понятий краснодарского судопроизводства. Вот и все. Я думаю, что наличие такого списка заставит судей действовать чуть больше по закону, а не по каким-то понятиям». (Игорь Скрипка, юрист, председатель московской коллегии адвокатов «Скрипка, Леонов и партнеры», BFM)

— «Если говорят о том, что не принимают доказательства защиты, ведь это исходит не от судьи на земле, это исходит от позиции Верховного суда. Когда я разговариваю с представителями адвокатуры зарубежных государств, их удивляет, что, например, существует статья, которая конкретно указывает, что доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального закона, а также других нормативных актов, в первую очередь конституции РФ, являются недопустимыми и не могут быть использованными стороной обвинения. Хорошая норма существует, она существует во всех правовых системах цивилизованных государств, а потом принимается постановление Верховного суда, в котором вносится корректировка в данную норму закона. Она звучит так: «существенные нарушения», а понятие существенности у каждого свое. Должно быть одно требование — закон нарушать нельзя». (Любовь Благушина, экс-судья, адвокат коллегии адвокатов «Благушина и партнеры", BFM)

— «Речь не идет сейчас о каких-то черных списках, где будут винить всех судей, нет, речь идет больше об экспертном подходе, когда мы обращаем внимание на то, что то или иное решение серьезно отклоняется от рекомендаций Верховного суда. Соответственно, мы эти списки будем формировать, продумываем механизм взаимодействия с Верховным судом, чтобы они потом имели возможность проанализировать, какие-то дела запросить для собственного анализа и принятия последующих решений, в том числе и кадровых в отношении судей, которые такие нарушения допускают. Это не площадка для хайпа». (Александр Хуруджи,глава Ассоциации защиты бизнеса, BFM)

— "Интересная идея. Компрометация судебной системы в России носит столь исчерпывающий характер, что необходимость ее решительной перестройки очевидна всем и вся, включая лоялистов. Дальше мнения расходятся. Одни, подобно мне, настаивают на тотальной люстрации судебного корпуса, другие - на его планомерном обновлении. Главное при возможной реализации идеи это формирование корпуса независимых и авторитетных экспертов, которые могли бы анализировать сомнительные приговоры, и чье мнение было бы авторитетно в профессиональной среде.

Очень похоже, что без подобного "третейского суда" внешней экспертизы, находящегося извне судейского корпуса, но знакомого с его спецификой, невозможна ни эволюция судебно-правовой системы, ни ее радикальное обновление. Ведь вслед за разрушением все равно придется создавать что-то новое...» (Валерий Соловей, политолог, "Новые известия")

— Сама идея существования такого списка является хорошей идеей, ее нужно поддержать, и я бы ее поддержал. Единственное, что она является не решением проблемы, она является стимулом к судебной реформе, которая необходима. Я допускаю, что по отдельным хорошим судьям отдельные неудовлетворенные осужденные создадут целый фэйковый вал. И я также считаю, что суды должны оказаться под контролем общества»  (Сергей Калашников, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, АГН "Москва")

—  Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отказался как-либо прокомментировать идею бизнес-омбудсмена Бориса Титова о «черном списке» судей, принимающих беззаконные решения.

PLATFORMA запустила новый сервис — Каталог юридических компаний. Новые возможности для юридических компаний в Едином Каталоге Юристов — это отличная альтернатива или дополнение к основному сайту и  профилям в социальных сетях.

 

---- PLATFORMA Media

Хотите рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию в 40 тыс человек? Есть уникальный кейс по продвижению юридических услуг? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media.

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.