О том, с какими проблемами сталкиваются экологи в России, какие тонкости существуют в экологическом праве и почему так сложно юридически доказать незаконность вырубок, мы поговорили с Михаилом Михайловым, президентом экологического фонда "Зеленый стандарт" (Новосибирск).
– Михаил, расскажите немного о деятельности фонда и с какими юридическими проблемами вы сталкиваетесь?
– Фонд занимается общими экологическими проблемами Новосибирска и Новосибирской области. Но приоритетная задача на сегодня – спасение красивейшего места, настоящей жемчужины Сибири. Караканский бор – уникальный сосновый лес на 99 тыс. гектаров, расположенный на берегу Обского моря, всего в 140 километрах от Новосибирска. Сюда приезжают туристы из Новосибирска, Кемерово, Алтайского края. Но уже который год в Каракане незаконно вырубают ценные деревья.
В августе 2018 года в Новосибирске состоялось выездное заседание комиссии по правам человека при Президенте РФ. Обсуждалось множество экологических вопросов, в числе которых и присвоение Караканскому бору статуса особо охраняемой природной территории к 2020 году. По итогам приняли протокол с четким решением – до присвоения данного статуса прекратить ведение любой хозяйственной деятельности на территории Караканского бора.
Фактически об этом говорят на разных уровнях лет семь минимум. Могу показать аналогичный протокол от 2014 года за подписью замминистра природных ресурсов Новосибирской области. Но ничего не меняется – лес как вырубали, так и продолжают вырубать. Лесопилки забиты кругляком, вековыми караканскими соснами. На дорогах – лесовозы без номерных знаков.
Наша цель – добиться, чтобы Караканскому бору, наконец, присвоили статус ООПТ, прекратили незаконные вырубки и разобрались с мусорной проблемой.
– Вы работаете с юристами, которые специализируются на экологическом праве? Какой опыт нужен специалистам в этой сфере?
– Лесной кодекс, который приняли в 2006 году, очень неоднозначный. Множество противоречий, двусмысленных трактовок и нюансов. Можно взять лес в аренду на 49 лет, образно говоря, за 1 рубль под санитарные вырубки и под их видом спиливать хорошие деревья ценных пород. Доказать факт нарушения крайне сложно.
Поэтому в нашей сфере должны работать именно специализированные юристы, хорошо знакомые с Лесным кодексом и его особенностями. Таких специалистов очень мало.
Через Единый каталог юристов PLATFORMA мы нашли юриста из Красноярского края, с профильным опытом. Сейчас она изучает порубочные планы, договоры аренды лесных участков, разбирается, что происходит на конкретной территории: прореживание, санитарная или незаконная вырубка. Нужны сложные экспертизы, доказывающие, что спиленные деревья не являлись больными и не создавали проблем для остального леса. Это очень специфичная тема.
– Чтобы оценить контекст: кто, как правило, выступает ответчиком в таких делах – мелкие предприниматели или крупные организации?
– С Караканского бора кормятся целые бизнес-структуры, схемы отстроены. Поэтому судиться будет непросто – прикрывать их могут на высоком уровне.
Местное население практически не участвует в этом «бизнесе». Более того, людям даже не позволяют забирать на дрова порубочные остатки – верхушки спиленных деревьев, ветви. Отходы деятельности лесорубов жителям предлагают покупать. Между тем, порубочные остатки, к тому же хвойных пород – это горючее сырье для будущих пожаров. Тем более в сухую погоду.
–То есть и в Караканском бору высока вероятность пожаров?
– Она всегда высока. Особенно, если вы, в рамках расследования, собираетесь проводить экспертизы на местах незаконных вырубок.
– Каковы масштабы мусорной проблемы?
– Мы боремся против нелегальных свалок. Нужно добиться от местных администраций хотя бы выполнения своих прямых обязанностей. Например, администрация Искитимского района долгое время не может обеспечить сбор и вывоз мусора со стихийной свалки возле деревни Завьялово . В местах отыха приезжающих туристов нет мусорных контейнеров. В августе за один только день с помощью волонтеров и местных жителей мы собрали 360 мешков мусора.
Возле каждого населенного пункта в нарушение всех санпинов встречаются стихийные свалки. В деревне Быстровка буквально в 150 метрах от жилых домов увидели горы мусора, полуразложившиеся трупы домашних животных. Рядом сливают жидкие отходы из ближайшего медучреждения. Потом вместе с дождями и лесными речками все это попадает в Обское водохранилище. До него от силы полкилометра.
В рамках федеральной программы «Чистый берег» область получила почти 2 млрд рублей. На берегах водохранилища запланировано строительство очистных сооружений. Но если не преодолеть мусорную проблему, толку от них мало – федеральные деньги будут выброшены на ветер.
Но вопрос с мусором можно решить на уровне районной администрации, как это получилось сделать в Бердске. Мы провели там акцию по сбору мусора на пляже, тем самым привлекли внимание местной власти. Чиновники распорядись установить контейнеры, туристы бросают мусор куда положено, и никаких проблем. Берег теперь всегда чистый.
О фонде: Фонд защиты природы и окружающей среды “Зеленый стандарт” (Новосибирск) основан в 2015 году. Одна из основных задач фонда – защита Караканского бора и присвоение ему статуса особо охраняемой природной территории регионального значения.
---- Платон Легальный для PLATFORMA Media
Хотите рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию в 40 тыс человек? Есть уникальный кейс по продвижению юридических услуг? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media.