История судебного финансирования за рубежом и его развитие в России

В рамках судебного финансирования  также известное как коммерческое финансирование или инвестирование в судебные процессы привлекается третья сторона, у которой нет прямой заинтересованности в исходе дела, для покрытия судебных расходов в обмен на долю от присужденной компенсации. 

Как правило, данные инвестиции относятся к невозвратным или, как говорится на английском языке - non-recourse. Это означает, что в случае, если сторона в процессе проигрывает судебный спор, она освобождается от необходимости возвращать инвестору привлечённые средства. 

Кроме того, у истца по делу есть возможность самостоятельно покрыть часть судебных расходов, а также заключить договор страхования на случай проигрыша в суде, также известный в Великобритании как ATE - After the Event Insurance. В результате, во многих случаях привлечение судебного финансирования, которое может также покрывать страховую премию ATE, полностью исключает какие-либо судебные затраты со стороны истца на случай, если судебное дело будет проиграно. Как правило, судебное инвестирование доступно истцу или стороне, которая подала встречный иск, так как они получают компенсацию в случае выигрыша в суде.

В России, 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Вместе в тем, в стране пока отсутствует специальное законодательство, которое бы регулировало институт судебного финансирования. Несмотря на это, инвестирование в судебные процессы уже начало своё развитие в России благодаря появлению таких сервисов, как PLATFORMA, который помогает истцам, инвесторам и юристам найти друг друга с целью успешного финансирования судебных разбирательств.

Поскольку в России данный рынок только зарождается и большинство судебных процессов с использованием финансирования третьей стороной были осуществлены в Великобритании или США, представляется важным проследить историю развития судебного финансирования в Великобритании для того, чтобы оценить возможное влияние уже развитого рынка на институт судебного инвестирования в России.

История судебного финансирования в Великобритании

Раннее в Великобритании существовало уголовное преступление, известное как «иск вследствие поддержки» (англ. maintenance). Финансирование судебных разбирательств в то время не имело законного основания и было уголовно наказуемым. Также различали «чамперти» (англ. champerty), известное как незаконное вмешательство в судебный процесс другого лица. Данный вид преступления являлся одной из разновидностей незаконного судебного финансирования, но с более отягчающими обстоятельствами. «Чамперти» также подразумевало под собой получение части от присужденной истцу компенсации. Оба эти деяния были незаконными с 1275 года и вплоть до 1967 года, когда законом «Об уголовном праве» (Criminal Law Act 1967) была отменена уголовная наказуемость за их совершение.

Несмотря на это, коммерческое финансирование не подлежало правовой защите до начала 2000-х годов, когда в связи с прецедентым делом Factortame (№ 8) Апелляционный суд пояснил, что только те договоры о судебном финансировании, которые противоречат целям правосудия, могут подпадать под определение наказуемых maintenance или champerty. Тем самым, все остальные договоры профессионального судебного финасирования суд признал как отвечающие требованиям закона.

Судебное финансирование получило своё дальнейшее развитие в связи с решением по делу 2005 года Arkin v Borchard Lines, где было указано, что профессиональный судебный инвестор может потенциально нести ответственность за судебные расходы стороны, подавшей возражение. В зависимости от обстоятельств судебный инвестор также может финансировать расходы ответчика. А уже в 2016 году в решении по делу Excalibur v Texas Keystone суд охарактеризовал финансирование разбирательства третьей стороной как «особенность современных судебных процессов».

Таким образом, несмотря на долгую историю развития судебного финансирования как правового института, например, через оказание бесплатной правовой помощи, финансирование профсоюзами или посредством краудфандинга, коммерческое финансирование в Великобритании только недавно стало распространенным явлением. Несмотря на это, данная индустрия в Великобритании демонстрирует колоссальный рост - рынок судебного финансирования вырос на 743% в прошлом году и оценивается в 1,5 млрд фунтов стерлингов, находящихся в активах.

Если раньше возникали вопросы о том, сможет ли инвестор полностью покрыть судебные издержки для того, чтобы дело было доведено до конца, то теперь существует ряд организаций, которые специализируются на судебном финансировании, располагают достаточными для этого активами и предлагают комплексную правовую экспертизу дела для поддержки истцов. Данная процедура помогает снизить риски судебных разбирательств. Так, например, Shepherd and Wedderburn – одна из ведущих юридических фирм Великобритании обеспечила для своих клиентов механизм финансирования судебных разбирательств на основе инвестиционного портфеля от Burford Capital – крупнейшего мирового игрока на рынке судебного финансирования.

Виды исков, которые могут быть профинансированы, включают споры между акционерами, иски о банкротстве, об исполнении судебных решений, договорные и арбитражные споры. Это применяется как для российских, так и для британских компаний. Более того, судебное финансирование стало использоваться многими фирмами, входящими в индекс FTSE 100, для улучшения финансовой отчётности и снижения бюджетных рисков путём передачи их судебных дел для инвестирования.

Российским истцам, которое заинтересованы в получении судебного финансирования, необходимо внимательно отнестись к выбору инвестора и юридической фирмы, услугами которой они бы хотели воспользоваться для осуществления судебного процесса. Кроме того, было бы важно проинформировать фирмы, которые понимают специфику российского рынка, о преимуществах использования и развития судебного финансирования в РФ.

Между тем российские истцы должны принимать во внимание, если их дела касаются правоотношений, которые подпадают под действия санкций, например:
  • дела с участием лиц, подпадающие под санкции США или ЕС;
  • дела, касающиеся экспорта или импорта оружия, оборудования или технологий, связанных с энергетикой, для военных целей;
  • относятся к покупке или продаже акций или облигаций в указанных организациях.
Также важно учитывать особенности исков, связанных с деятельностью оффшорных компаний (например, зарегистрированных на Британских Виргинских Островах или в Панаме), или связанных с приведением в исполнение решения суда против компании, которая может не иметь активов в той юрисдикции, суд которой вынес решение.



---Ben Wells, SHEPHERD & WEDDERBURN--


Platforma размещает интересные новости правового характера с обязательным указанием источника. Присылайте материалы для размещения на info@platforma-online.ru

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.