В интервью для PLATFORMA адвокат Ильдар Мухаметзянов рассказал, как стал лауреатом премии “Юрист года-2023”, а также поделился своим опытом работы с искусственным интеллектом в области права.
Ильдар Мухаметзянов – адвокат, основатель онлайн-сервиса юридической помощи Advostar.online.
“Мама, сказала, что для этого нужно получить профессию юриста”
– Как вы пришли в профессию? Был ли случай который вас подтолкнул к этому?
– Да, я решил стать юристом еще в пятом классе. Это произошло из-за конфликта с учительницей русского языка и литературы. Я очень хорошо учился и был отличником, но она занижала мне оценки за почерк. Когда я в очередной раз расстроился из-за сниженной оценки, я провел опрос среди учащихся моего класса. Оказалось, что есть другие недовольные такой системой оценивания.
Мы договорились, что в следующий раз я попробую отстоять наши права, а ребята меня поддержат. Настал час икс, я поднялся, выразил протест и с надеждой обернулся на класс . Это была очень кинематографичная сцена, все мои одноклассники опустили головы. В итоге учительница выгнала меня из школы со скандалом.
Я решил не сдаваться и пошел к телефону автомату. Позвонил в справочную службу, спросил, как сейчас помню: “Тетенька, подскажите номер телефона службы защиты прав учащихся младших и средних классов”. На это тетенька мне жестко ответила, чтобы я не хулиганил и шел домой. Я еще сильнее расстроился. Придя домой я спросил у мамы, кем нужно стать, чтобы защищать интересы – как свои, так и других людей. Мама, сказала, что для этого нужно получить профессию юриста, а лучше – стать адвокатом. И с тех пор меня никогда не мучила проблема выбора профессии.
– Расскажите про ваши молодые годы. Вы были прилежным учеником?
– Конечно. Когда у тебя папа тренер по боксу, у тебя нет другого выбора (смеется). На самом деле, я учился очень хорошо и принимал участие во всех олимпиадах по гуманитарным наукам. Однажды я написал работу на тему “Распад СССР: его причины и последствия” и даже выиграл с этой темой. Также будучи девятиклассником, принимал участие в студенческих олимпиадах, занимая там призовые места. Мне это очень нравилось
“Искусственный интеллект анализирует все доказательства и выдает решение”
– Расскажите подробнее про премию “Юрист года”. Как вы стали лауреатом, и что для этого было сделано?
– Премию “Юрист года” я получил очень неожиданно для самого себя – даже не знал, что был номинирован. Когда мне позвонили и рассказали про мероприятие, первый вопрос у меня был: “За что?”. Потом, как мне объяснили, эта премия была выдана за все труды, которые я посвятил юриспруденции и искусственному интеллекту, а также за популяризацию права и написание статей для СМИ. Можно сказать, что мне дали премию, за вклад в юридическую науку. Было очень приятно.
– Как вы пришли к активному изучению возможностей ИИ? Сейчас нейросети переживают бум популярности, но вы, кажется, уже давно ими занимаетесь?
– Да, действительно. Возможности ИИ я начал изучать достаточно давно, еще в 2015 году. В тот момент я задумался, что многие вопросы можно решать при помощи искусственного интеллекта. Нанял целую команду специалистов, но это было настолько дорого, что мне пришлось несколько раз останавливать процесс.
Позднее, в 2021 году, я увидел Chat GPT и был восхищен им. Тогда я подумал, зачем разрабатывать свой искусственный интеллект, если можно подключиться по API к Chat GPT. Мы начали тестировать его в работе нашего проекта Advostar.online. Я даже писал на эту тему статьи, где сравнивал ответы выданные живыми юристами и нейросетью. Результаты поражали. Сейчас мы подписали соглашение о тестировании ИИ в рамках Advostar.online с компанией “Яндекс”. Результаты пока не однозначные. Но я думаю, что скоро все представим. Это вопрос нескольких месяцев.
– Как регулируется работа нейросетей в России? И в чем отличие от европейского регулирования?
– В России эта история пока никак не регулируется. Что уж говорить, если впервые словосочетание “искусственные интеллект” в законодательных актах появилось только в 2020 году? Вообще, я могу сказать, что в США и в некоторых странах Европы ИИ сейчас используют в качестве инструмента, то есть авторскими правами может быть наделен исключительно человек. Однако в других государствах считают, что права должны принадлежать ИИ. Такого мнения придерживается Великобритания, Китай и Индия.
– Сейчас много случаев, когда авторское право не признают за художниками пользующимися ИИ, расскажите, а были ли ситуации, когда суд вставал на сторону художников?
– Таких случаев на самом деле больше, чем вы думаете. Например, китайская компания Tencent в 2018 году создала свою нейросеть Dreamwriter. С ее помощью можно было создавать аналитические отчеты в сфере фондовых рынков, которые выходили на сайте с пометкой “automatically written by Tencent Robot Dreamwriter” – автоматически сгенерировано ботом Dreamwriter компании Tencent. При этом другой бизнес, название сейчас не вспомню, решил скопировать статью к себе, посчитав, что раз статья написана при помощи ИИ, авторские права нарушены не будут. Но суд Китая был другого мнения, поэтому встал на сторону владельцев нейросети. Этот случай – один из первых во всем мире.
– Возможно ли в ближайшем будущем создание нейросети, которая будет работать вместо судебной ветви власти?
– Если мы говорим о ближайшем будущем, то я считаю, что нет. Вместо судебной власти вряд ли что-то будет работать. Я думаю, мы пойдем по примеру Китая. Сейчас суды там перед тем, как вынести решения, загружают всю фабулу в компьютер. Искусственный интеллект анализирует все доказательства и выдает решение. При этом судья в Китае не может вынести решение не принимая во внимание заключение, выданное ИИ. Я думаю нас ждет что-то похожее.
На мой взгляд, суть даже не в введении ИИ вместо судебной системы, а в реализации концепции нулевого спора. Это когда с помощью блокчейн технологий масса конфликтов, которые могли бы возникнуть, даже не будут доведены до спорных ситуаций. Например, при вступлении в брак доли в недвижимости супругов будут распределены автоматически с учетом привязанного крипто рубля и сбора всех статистических данных. Проще говоря, новые технологии позволят понять, кто сколько вложил и на основе этого рассчитают размер долей.
Что касается уголовного судопроизводства, то я считаю, что человек еще не скоро позволит машине выносить приговоры другим людям.
Хотите рассказать о своей победе в суде, опыте продвижения или же хобби?
Можете вести постоянную колонку на актуальную для юридического рынка тему? Есть интересное дело, кейс или новость?
Пишите нам на press@platforma-online.ru