"Додо Пицца" судится с Telegram из-за потери названия канала

"Додо Пицца" подала иск в суд на Telegram с целью вернуть название своего телеграм-канала. Юристы компании утверждают, что возможность покупки названий каналов, даже принадлежащих известным брендам, приводит к мошенничеству.

Иск в Арбитражный суд

В мае "Додо Франчайзинг" подала иск в Арбитражный суд Республики Коми к Telegram FZ-LLC. Компания требует признать действия Telegram актом недобросовестной конкуренции, вернуть название канала и изменить правила использования, чтобы запретить приобретение юзернеймов, идентичных или схожих с товарными знаками.

На момент подачи иска в канале Dodo pizza было 28 подписчиков и четыре публикации. Одна из публикаций сообщала о продаже канала за $575 тыс. или его аренде на 12 месяцев за $57,5 тыс.

Проблема названий каналов

Александра Акимова, старший юрист по IP и Privacy в "Додо Пицца", отметила:

В Telegram давно существует проблема с названиями каналов. Любой желающий может купить их на торгах, а создание одноименных каналов запрещено по правилам площадки». Она добавила, что каналы продаются за криптовалюту TON, и это часто приводит к вымогательству у правообладателей за большие суммы. Telegram не контролирует процедуру, создавая условия для нарушений прав и недобросовестной конкуренции, и зарабатывает на этом.

Верификация в Telegram

Акимова подчеркнула, что верификация в Telegram не решает проблему, если название канала уже занято. "В таких случаях приходится выбирать менее привлекательные названия, а занятый аккаунт может быть использован конкурентами или для нанесения репутационного вреда".

Судебная Перспектива

Александра Пелих из "Онлайн Патент" отметила, что несколько лет назад возникали аналогичные проблемы с доменными именами. По сложившейся судебной практике правообладатели могут запрещать использование доменов, сходных с их товарными знаками, и признавать такие действия недобросовестной конкуренцией. Ситуация с телеграм-каналами аналогична.

Ярослав Шицле из "Рустам Курмаев и партнеры"  добавил:

"Проблема с названиями каналов вызывает озабоченность у многих компаний. Любой пользователь может купить название канала, идентичное известному бренду, что создает риски для репутации и возможности для мошенничества".

По его мнению, успешность иска зависит от доказательной базы, но доводы истца могут показаться суду недостаточно обоснованными. Telegram выступает как платформа для миллионов пользователей, и суд может не увидеть прямой вины мессенджера.

Игорь Чувствинов из Moscow Digital School указал, что в российской практике пока немного подобных дел. Он привел пример спора о товарном знаке, где суд первой инстанции удовлетворил иск о прекращении использования обозначения и присудил компенсацию. По мнению Чувствинова, никнеймы могут нарушать права на товарные знаки, и такие споры можно решать в суде.

Даже в случае выигрыша дела, обязывать Telegram решить проблему будет сложно из-за отсутствия юрлица в России. Однако судебный процесс может привлечь внимание к проблеме и подтолкнуть мессенджер к изменениям правил в части названий каналов, считает Ярослав Шицле.

Источник: РБК
Photo by Eyestetix Studio on Unsplash

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.