Комментирует Игорь Иофчу, руководитель юридического департамента группы компаний Gaskar Group.
Министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс заявила, что власти Великобритании намерены принять меры в отношении юридических фирм, бухгалтеров и страховых компаний, которые будут оказывать помощь россиянам, попавшим под санкции, но конкретных мер пока не предложено.
Для российских юристов и юридических фирм, на мой взгляд, эта ситуация означает открывшиеся окно возможностей, ведь если британские юридические фирмы вынуждены будут перестать работать с российскими клиентами, то юридические вопросы этих клиентов не исчезнут, и их нужно будет кому-то разрешать.
Вместе с этим становится острым вопрос судебного представительства. В Великобритании и странах Содружества довольно консервативная судебная система, и судебными представителями там могут быть только солиситоры и барристеры – специальные категории адвокатов, которым разрешено вести судебные дела.
Соответственно, российским юристам без этого статуса доступ к судам запрещен. Это означает, что надлежащую и полную юридическую поддержку российских клиентов в британских судах российские юристы оказать не смогут.
Что означают санкции для российских бизнесменов?
Если рассматривать этот вопрос широко, то за всем негативным фоном можно рассмотреть возможности, которые открывают для российских бизнесменов беспрецедентные экономические санкции, которые вводятся сейчас практически в режиме онлайн. Безусловно - многие российские бизнесмены подвергнутся тяжелым испытаниями, кто-то потеряет бизнес, кто-то вынужден будет снизить обороты, уменьшить выручку или вообще уйти в убыток.
Снижение или прекращение поставок товаров, комплектующих, сырья и оборудования, срывы сроков исполнения заключенных контрактов, снижение покупательской способности населения – все это негативно скажется на каждом конкретном бизнесмене в той или иной степени. Вопрос готовности к таким санкциям, возможность противостоять санкционному давлению во многом зависит от вида деятельности компаний.
Скажем, недавняя приостановка деятельности IKEA позволит российским бизнесменам зайти на тот рынок, который сегодня IKEA самостоятельно покинула. Конечно, на это потребуется некоторое время – нужно наладить производство, набрать людей, самое главное - закупить оборудование и комплектующие. Маховик такого имортозамещения будет тяжело раскручивать, но если это удастся, то остановить его будет сложно.
Некоторые компании в условиях санкций получают невиданную ранее поддержку от государства. Скажем, IT-компании уже сейчас получают льготы в виде сниженных ставки страховых взносов, уменьшение ставки налога на прибыль, освобождение от уплаты НДС и трехлетний мараторий на проведение проверок. Такие льготы, по мнению государства, помогут компаниями замедлить отток высоквалифицированных кадров. Таким образом, санкции для российских бизнесменов означают как возможность потерять свой бизнес, так и возможность преумножить и масштабировать его. Как показали кризисы прошлых лет, стратегическое управление в условиях турбулентности нашим бизнесменам знакомо и совсем не чуждо.
------ PLATFORMA Media
PLATFORMA финансирует семейные споры, коммерческие споры в сфере патентов и интеллектуальной собственности, банкротные споры, корпоративные споры, внутренний и международный арбитраж, нарушение договора/возмещение убытков.