Артем Карапетов, директор юридического института "М-Логос”, рассказал PLATFORMA Media:
-
в каких отраслях ожидается спрос на юристов в ближайшие 10 лет,
- что мешает юристам быть предпринимателями,
- зачем юристу аккаунт в Facebook,
- какие книги прочитать и на кого подписаться в соцсетях,
- как юристы меняют российскую действительность.
“Из юристов выходят не очень хорошие предприниматели”
— Мне кажется, профессия юриста трудно сочетается с предпринимательством. Хотя, возможно, в США иная закономерность, не знаю.
Юрист – профессиональный пессимист, который профессионален в той степени, в которой он способен предвидеть плохие сценарии: столкновения с нечестными людьми, сложными поворотами событий, конфликтами. Профессиональная деформация у многих юристов отчасти оправдана. Они всегда должны помнить о плохих сценариях, прописывать в договоре условия на случай форс-мажора. Это делает мышление ориентированным на конфликты, будущие проблемы.
Предпринимательский дух – совсем иной, он основан на сверх-оптимизме. На переоценке хороших сценариев, некоторой недооценке рисков. Предприниматель – человек, чей темперамент и психотип в целом провоцируют его на безудержную активность, принятие рисков, реализацию смелых проектов и недооценку плохих сценариев.
"Настоящий предприниматель – это конкистадор, который отправляется неизвестно куда, непонятно зачем и рискуя всем, не желая сидеть на месте и довольствоваться небольшим. Юрист – противоположный психологический тип"
Настоящий предприниматель – это конкистадор, который отправляется неизвестно куда, непонятно зачем и рискуя всем, не желая сидеть на месте и довольствоваться небольшим. Юрист – противоположный психологический тип. Юристы и предприниматели должны находиться в симбиозе, работать вместе.
Естественно возможны всякие ответвления от этой простой модели, которую я описал. В России большинство бизнесменов не соответствуют описанной модели людей, проникнутых авантюрным предпринимательским духом. Специфика экономики, политической системы и социальной среды предопределяют доминирование несколько иного архетипа бизнесмена, жулика-прохиндея, сидящего на госзаказах, бюрократа на кормлении во главе каких-то госмонополий. Во главе угла тут поиск и освоение ренты (ресурсной, бюджетной, коррупционной), а не эксперимент, поиск, созидание и креативное разрушение, лежащие в основе нормального предпринимательства.
Истинных предпринимателей не так много, хотя, слава богу, и такие встречаются (правда, в последние годы все чаще уезжают в страны с более комфортной институциональной средой). С другой стороны, некоторые наши юристы могут быть, скажем так, более более предприимчивы и авантюрны в ряде вопросов, чем нужно было бы.
В общем и целом, на мой взгляд, из юристов выходят не очень хорошие предприниматели.
— Я скорее академический менеджер. Вряд ли я смог бы быть успешным предпринимателем за рамками сферы образования. Мне отчасти близки элементы предпринимательского духа: независимость, нежелание встраиваться в существующие властные и иерархические структуры, интерес ко всему новому. Еще учась в институте, я создал юридическую фирму «М-Логос», не желая работать в системе. Тем не менее настоящим предпринимателем себя назвать не могу. Поработав несколько лет в юрбизнесе, я понял, что это не то, ради чего мне хочется жить. Мне больше нравится заниматься наукой и образованием. Я скорее академический человек.
“Актуальны банкротство и цифровое право”
— Чему советуете учиться сейчас начинающим и опытным юристам?
— Тем, кто еще учится, нужно очень интенсивно приобретать базовые юридические знания.
Тем, кто недавно закончил, важно как можно быстрее набирать фактический опыт и не останавливаться в совершенствовании своих базовых знаний.Базовые знания никогда не бывают достаточными, их нужно все время дополнять новыми компетенциями, специализациями, практическими навыками.
Опытным юристам рекомендую повышать квалификацию, изучать новые правовые области и сферы деятельности.
— На какие области права рекомендуете обратить внимание?
— Нужно ориентироваться на то, в каких областях сейчас существует повышенный спрос на правовую поддержку, экспертизу.
Сейчас актуально банкротство. В силу специфики нашей экономической среды сейчас очень много банкротств, и многие юристы начинают погружаться в эту сферу, чтобы удовлетворить возросший спрос.
В цифровом праве пока мало компетентных юристов. Юристы, работающие в практической плоскости, должны улавливать спрос и стараться направлять свои знания и компетенции в эти области, удовлетворяя спрос заказчиков, клиентов, работодателей.
В целом очевидно, что экономика движется в сферу цифровых знаний, технологий, услуг. В будущем значительная часть рыночных отношений будет развиваться в интернет-среде. Возникает миллион правовых вопросов, а экспертизы у юристов в этой сфере пока нет.
— По статистике только 10% людей заканчивают онлайн-курсы, доходят до конца. С чем связана такая низкая результативность и как у вас это происходит?
— Возможно интерес падает тогда, когда человек покупает курсы для общего развития и они стоят символических денег или вовсе бесплатны. Человек не рассчитал свои силы, где-то на середине потерял интерес, работа не отпустила. В таком секторе явно большая пропорция тех, кто не доходит до конца.
Но когда юрист, работающий в сфере права, платит приличную сумму за повышение квалификации именно по праву, он обычно идет до конца.
— А он чаще сам за себя платит или компания?
— Примерно 50 на 50.
— В 2017- 2018 году был взрыв интереса к LeglaTech. Вы планируете курс по этой теме?
— Я пока еще не осознал, насколько это все актуально, не отделил степень «хайпа» от базовых, актуальных, объективных запросов рынка. Пока у нас готового предложения нет.
В то же время у нас есть уже курсы повышения квалификации по электронной коммерции, по большим данным, отдельные темы, связанные с цифровым правом. Думаем над курсом по цифровому праву.
“Развитие права - не манна небесная”
— Что вам больше всего нравится в вашей работе? Отбирать курсы, следить за тенденциями?
— Нравится придумывать и реализовывать новые образовательные программы, темы обучения, которые полезны юристам, создавать новые форматы популяризации права, продвижения правовых ценностей.
— Из реализованных проектов в вашем институте чем больше всего гордитесь?
— Мне приносит удовлетворение, что институт существует уже 15 лет. Мы обучили десятки тысяч юристов за это время и кажется, помогли многим повысить свою квалификацию, стать более конкурентными.
Возможно, в чем-то помогли нашему праву стать лучше, потому что развитие права — не манна небесная, которая сваливается на голову юристам с доброй воли великих правителей.
ТОП-4 книг для юристов от Артема Карапетова
- «Основные проблемы гражданского права» (Иосиф Покровский)
- «Преступление и наказание» (Федор Достоевский)
- «Венецианский купец» (Уильям Шекспир)
- «Убить пересмешника» (Харпер Ли)
Наше образование не только помогает профессионалам повышать свой конкурентный потенциал и лучше зарабатывать на рынке труда, но, хочется верить, и в какой-то степени развивает наше право.
Кроме того, мы много лет проводим конференции, круглые столы по актуальным вопросам права, реализуем чисто просветительские проекты. Мы выпустили 3 тома комментариев по отдельным областям гражданского права из серии #Глосса, сейчас готовим четвертый том. В планах — издать более 10 таких томов, посвященных различным областям гражданского права, которые могли бы собрать воедино проблемные вопросы и судебную практику по соответствующим областям гражданского права. Так, чтобы юрист быстро мог сориентироваться в проблемном поле и не пропустить какие-то тонкости. Авторы подсвечивают проблемы, вскрывают сложные и спорные вопросы толкования. Нам приходит много отзывов от юристов, которым эти книги действительно помогают. Последние 2 тома в электронном формате мы выпустили бесплатно. Они скачиваются в свободном доступе благодаря поддержке ряда юридических фирм-спонсоров.
Например, второй том #Глоссы, который мы издали в феврале 2018 года, с нашего сайта скачало больше 30 тыс юристов. А так как книга вращается в свободном доступе, воспроизводится и копируется в корпоративных сетях и на файлообменниках, я думаю, общий объем копий, который разошелся в юридическом сообществе, тысяч 50, а может и больше. Это достаточно много.
— Вы следите за какими-то западными образовательными проектами, применяете ли их наработки в своей практике?
— Нет.
— Это принципиальная позиция?
— Просто, видимо, я плохой предприниматель, и большую часть времени занимаюсь научной деятельностью. В остальное время читаю лекции на наших курсах в ВШЭ, пишу книги, занимаюсь иной академической деятельностью. Мне не всегда хватает времени и сил на то, чтобы совершенствовать технологические аспекты бизнеса. Это, безусловно, плохо с точки зрения стандартов высокого делового администрирования, но соответствует моим приоритетам в целом.
“Достоевский, Шекспир, Харпер Ли для юристов”
— Есть список книг, которые обязательно должны прочитать юристы?
— Студентам, которые занимаются гражданским правом, я обычно советую начать с книги Иосифа Покровского «Основные проблемы гражданского права», изданной в преддверии революции и являющуюся замечательным введением в проблематику гражданского права. Книга написана прекрасным языком и вдохновила не одно поколение юристов. Некоторые наши слушатели полюбили гражданское право благодаря этой книжке.
Что же касается художественной литературы о праве, стоит, возможно, прочитать тем, кто еще почему-то не читал, «Преступление и наказание» Федора Достоевского, «Венецианский купец» Уильяма Шекспира, «Убить пересмешника» Харпер Ли.
Из художественных книг, в которых всплывают те или иные вопроса права, вспоминаются которые на меня произвели впечатление, выделю именно эти.
— Вы активно общаетесь в Facebook. Как вообще относитесь к соцсетям? Помогают ли они в работе?
— Facebook сильно изменил жизнь юридического сообщества. Мы находим контакты, общаемся. Меня удивляет сопротивление некоторых коллег новым форматам социальной жизни. Это как держаться за кнопочный телефон, когда все перешли на смартфоны.
Вообще трудно представить себе, как может современный юрист не находиться в социальных сетях. Он просто окажется оторванным от современных информационных потоков. Если он сделал правильные подписки, настроил ленту Facebook корректно, он будет видеть самые последние новости, анализ последних судебных дел, новые законопроекты, дискуссии коллег. Facebook важнейший агрегатор знаний и одновременно инструмент общения и расширения контактов.
Среди лекторов “М-Логос” есть ряд людей, с которыми я познакомился в Facebook. Отмечал, что человек комментирует и пишет интересно, и предлагал попробовать выступить. Или, наоборот, получал от них предложения и соглашался. Я всем юристам советую завести аккаунт в Facebook, пока его не отключили, и подписаться на профессиональных юристов.
Например, на Сергея Сарбаша, Романа Бевзенко, Андрея Егорова, на информационные ресурсы Zakon.ru, Pravo.ru, Legal.Report.ru, PLATFORMA и тогда гораздо меньше шансов упустить важные вещи или людей.
“Юристы на острие эволюции”
— Верите ли вы, что Россия станет правовым государством, сколько для этого понадобится времени и как поднять правовое сознание граждан?
Рассуждения на тему, «когда же у нас в России будет так, как хотелось бы нам», последующее разочарование и выводы, что надо куда-нибудь неминуемо уехать, я не разделяю.
"Потребительское отношение к своей стране мне чуждо. Сбежать на все готовенькое – возможно и хорошая жизненная стратегия, если твоя цель комфортно прожить свою короткую жизнь, но скучная и банальная"
Юристы – передовой отряд общества в борьбе за свои права, за справедливость и процветание. Историки, физики, химики, учителя и врачи выполняют важные задачи развития, но передовой отряд изменения политической и правовой среды – это юристы. Именно они всегда были на передовой эволюционных, а иногда и революционных процессов. Такое участие далеко не всегда шло на пользу странам, но социальная закономерность налицо.
Юристы в первую очередь видят все несовершенства системы и знают, как эти правила изменить. Лучше их менять эволюционно, борясь за права клиентов, улучшение судебной практики, более справедливые и эффективные законы.
В последнее время порой кажется, что вся наша машина едет в обратном направлении, но эти колебания в историческом масштабе ничтожны. Не нужно опускать руки и подаваться в банальный дауншифтинг. Нужно продолжать бороться, на каком-нибудь этапе маховик качнется назад и чем сильнее мы, юристы, будем работать в противофазе, тем быстрее мы наша страна поедет вперед.
Да, результаты этого труда могут быть не получены даже в пределах горизонта твоей профессиональной жизни. Но если каждый юрист (судья, юрист госорганов, ученый или преподаватель, адвокат, корпоративный юрист или правозащитник) будет на своем фронте работать эффективно и интенсивно и при этом честно, руководствуясь золотым правилом (действуй всегда в соответствии с тем правилом, которое ты считаешь уместным для применения всеми), самосовершенствоваться, защищать справедливость, не обманывать суды, не обманывать клиентов, не воровать, может быть довольствоваться меньшим доходом, но защищать право честными способами, помогая всему обществу лучше развиваться, мы сможем постепенно сдвинуть эту машину в нужном направлении.
----- Нина Данилина для PLATFORMA Media
Есть интересное дело, тема для обсуждения или новость? Пишите нам на press@platforma-online.ru