В юридическом сообществе назрела необходимость детального анализа законопроекта, направленного на регулирование деятельности цифровых платформ (включая маркетплейсы и сервисы для самозанятых). Документ, одобренный в первом чтении, является результатом длительных консультаций между представителями бизнеса (как онлайн, так и офлайн), малого предпринимательства и государственных органов. Ввод новых правил в действие намечен на 1 марта 2027 года. Рассмотрим ключевые аспекты, которые представляют интерес для юристов и могут повлиять на практику работы с клиентами, осуществляющими деятельность в сфере электронной коммерции.
Установление единых требований к платформам
- Обязанность проводить верификацию данных партнеров через государственные реестры, что позволит снизить риски мошенничества и повысить ответственность сторон;
- Запрет на размещение на платформе товаров, информация о безопасности и сертификации которых не была подтверждена. Данное положение потребует от платформ создания эффективных механизмов контроля качества продукции, что может повлечь за собой необходимость разработки новых регламентов и процедур;
- Соблюдение санитарных и логистических норм, которые могут потребовать от платформ пересмотра логистических процессов и внедрения систем контроля за условиями хранения и транспортировки товаров.
Защита прав малого бизнеса
Законопроект содержит ряд положений, направленных на защиту интересов малого бизнеса:
- Применение штрафов и блокировок станет возможным только после предварительного уведомления партнера минимум за три дня. Это позволит предпринимателям своевременно реагировать на претензии и избегать необоснованных санкций;
- Платформы не смогут в одностороннем порядке устанавливать скидки за счет продавцов. Такие действия будут возможны только с согласия продавца, что обеспечит более справедливое распределение прибыли.
Взаимодействие платформ с самозанятыми и ИП
- Законопроект вносит ясность в вопрос о правовом статусе отношений между платформами и самозанятыми/ИП, оказывающими услуги
- При соблюдении определенных критериев, такие отношения будут квалифицироваться как гражданско-правовые, что позволит избежать рисков переквалификации в трудовые отношения, что актуально в контексте растущего числа самозанятых, работающих через цифровые платформы.
Перспективы развития законодательства и потенциальные изменения:
Планируется доработать закон, рассматривая возможность введения ограничений на размеры скидок на продукты и сокращения переходного периода до 2026. Также планируется уточнение правил доступа банков к платформам, чтобы избежать доминирования отдельных финансовых структур.
На уровне правительства прорабатывается вопрос обмена данными между платформами и налоговыми органами, а также возможность наделения маркетплейсов функциями налоговых агентов. Эти изменения потребуют от платформ внедрения новых IT-решений и процедур для обеспечения соответствия требованиям налогового законодательства.
За нарушение новых норм к платформам могут быть применены штрафы в размере до 500 тысяч рублей, к продавцам – до 200 тысяч рублей. Это повышает значимость юридического комплаенса и требует от компаний разработки эффективных систем контроля и управления рисками.
Влияние на рынок и перспективы развития:
По оценкам экспертов, регулирование усилит прозрачность онлайн-торговли и повысит доверие потребителей. Крупные платформы, включая Wildberries и «Яндекс Маркет», выразили поддержку инициативе, отметив, что единые правила будут способствовать развитию здоровой конкуренции. Учитывая значительный вклад платформенной экономики в ВВП России (до 5%), принятие законопроекта может оказать существенное влияние на развитие этого сектора и потребовать от юридического сообщества глубокого понимания новых правил игры.