Закон о рекламе - последствия адаптации регулятора к изменениям рынка. Однако, все еще возникают вопросы, как правильно трактовать положения закона: что можно рекламировать, а что - нельзя. И что будет за нарушение закона о рекламе - в материале PLATFORMA Media.
В июле 2025 года правительство РФ установило критерии для определения рекламы в интернете. Теперь для крупных онлайн-платформ (маркетплейсы, классифайды, поисковики и соцсети с большой аудиторией из РФ) четко определено, что является рекламой. Так, информация признается рекламной, если она:
- адресована неопределенному кругу лиц
- привлекает внимание к конкретной компании и/или продукту, услуге
- вызывает интерес
- мотивирует приобрести товар/услугу
При этом собственные сервисы (например, результаты поиска) не считаются рекламой. Несмотря на это, пробелы в законодательстве остаются и приводят к спорам и судебным разбирательствам. Например, в прошлом году ФАС оштрафовала нарушителей закона "О рекламе" на 161,3 млн рублей.
Закон "О рекламе" не распространяется на предвыборную агитацию, обязательную информацию для потребителей, нейтральные вывески, элементы дизайна упаковки и упоминания брендов в произведениях искусства.
Сложности в онлайн-рекламе
В отличие от устоявшегося рынка наружной рекламы, онлайн-сегмент развивается очень быстро, что затрудняет создание однозначных правил. Даже после внесения изменений в закон или разъяснений регулятора, рынок быстро находит новые способы рекламы, которые не подпадают под регулирование.
До принятия постановления правительства РФ о критериях онлайн-рекламы активно обсуждался вопрос отнесения платного продвижения в поисковых системах и на маркетплейсах к рекламе.
Платное продвижение в поисковиках позволяет компаниям повышать позиции своих товаров в выдаче. С одной стороны, это можно считать рекламой, так как компании платят за более высокое место в результатах поиска. С другой стороны, платные результаты являются частью поисковой выдачи и формируются на основе запроса пользователя. Новое постановление, вероятно, отнесет такое продвижение к рекламе.
Проблемы часто возникают из-за общих формулировок в законе. Например, в определении рекламы указаны общие признаки, но нет уточняющих критериев. Именно поэтому Закон о рекламе все еще сложно трактуется и понимается пользователями - необходимо более детальное уточнение правового регулирования рекламных размещений.