Восьмизначный контракт на финансирование судебных дел

В июле этого года британская юридическая практика Shepherd and Wedderburn объявила о восьмизначном контракте с фондом Burford Capital, в рамках которого был составлен инвестиционный портфель из текущих и будущих судебных дел, которым этот фонд предоставит финансирование. 

Это первый контракт между юристами, входящими в список 100 крупнейших юридических практик Соединенного Королевства, и инвестиционным фондом, специализирующимся на предоставлении финансирования судебным процессам. Директор по коммерческим спорам Shepherd and Wedderburn Гай Харви (Guy Harvey) рассказал, что в момент заключения контракта в приоритете были несколько исков к кредиторам, которые собираются подать его коллеги от лица клиентов, но сейчас он уже точно может сказать, что средства пойдут и на текущие споры в арбитражной сфере и сфере интеллектуальной собственности. “Мы не относимся к рынку крупных коллективных исков, а занимаемся корпоративными спорами”. Также господин Харви отметил, что, когда “солидная восьмизначная” сумма истечет, его компания обратится в фонд с целью продления контракта.

Сегодня в Британии услуга финансирования судебных процессов переживает интенсивный рост и судя по финансовой отчетности, тот же Burford Capital за первую половину этого года заработал больше, чем за какой-либо год в прошлом. Его прибыль по сравнению с прошлым годом выросла на 130% и составила $175.5 млн.

Исторически, то, что сегодня подразумевается под “финансированием судебных процессов” были запрещено Английским правом. Начиная с Вестминстерского устава от 1275 года финансирование чужого процесса (champerty), поддержка одной из тяжущихся сторон в корыстных целях (maintenance) и безосновательное возбуждение споров (barratry) были запрещены в интересах общественного порядка. Закон об Уголовном праве от 1967 года отменил эти запреты с оговоркой, что в тех случаях, когда сделки противоречат интересам общественного порядка, эти запреты остаются правомочными. Отчасти, рост в этой индустрии произошел благодаря экспериментам британского правительства, направленных на уравнивание возможностей всех граждан в доступе к системе правосудия.  К ним можно отнести соглашения об условных вознаграждениях (conditional fee agreements), узаконенные в 1990 году, при которых юристы получают только заранее оговоренную часть своего вознаграждения, если дело было проиграно в суде. В случае же, если дело было выиграно, то к своему стандартному вознаграждению юрист вправе добавить заранее оговоренный “гонорар успеха” (так называемый адвокат с оплатой за выигрыш). В 2012 году был принят Закон о юридической помощи, приговорах и наказании нарушителей (Legal Aid, Sentencing and Punishment of Offenders Act 2012), отменивший запрет на “договоры, основанные на ущербе” (damages based agreements) и позволивший юристам предоставлять услуги за часть возможной компенсации, которую истец собирается выиграть в суде.

Благодаря всем этим законам, в наши дни применение судебного финансирования в Британии простирается от акционерных споров до международного арбитража, включая иски по налогообложению, трастовым соглашениям, интеллектуальной собственности, кредитным договорам, профессиональной халатности, страхованию и т.д. При постоянно растущих ценах на юридические услуги, востребованность финансирования судебных процессов тяжело переоценить и этот метод покрытия судебных издержек сейчас уже скорее считается нормой, чем новшеством. К нему уже перестали относится как к инструменту, помогающему обратиться в суд стороне с недостаточной капитализацией, а воспринимают как вид корпоративного финансирования, позволяющий улучшить корпоративную финансовую отчетность и исключить из нее судебные расходы. Эксперты оценивают рынок судебного финансирования Лондона, одного из мировых центров решения судебных споров, в £2,7 млрд.

Для финансистов привлекательность таких инвестиций заключается в независимости дохода от веяний глобальной экономики. Доход от инвестиций определяется решением суда, который не подвержен переменчивости цен на мировых биржах. В тоже время отдача от вложений сопоставима с рынком прямых инвестиций, но короче по времени.  Хотя продолжительность «жизни» инвестиционного портфеля может составлять несколько лет, кроме дел международного арбитража, которому характерны многолетние споры, в него могут входить дела, решения по которым ожидаются через несколько месяцев или даже недель. Приступить к финансированию судебного процесса можно на разных стадиях разбирательства и за счет этого сбалансировать доходность и риск всего портфеля.

С ростом рынка, а с 2013 по 2016 год он по оценкам экспертов вырос в четыре раза, усложняются и запросы его участников. Все чаще юристы обращаются к инвесторам с предложениями профинансировать не просто одно конкретное дело, а заключить договор о финансировании сразу нескольких текущих и будущих процессов, что снижает риски и удешевляет доступ к капиталу. Также расширяются и виды судебных разбирательств, которым оказывается финансовая поддержка. В международном арбитраже, где на протяжении нескольких лет могут быть задействованы несколько юрисдикций и ответчиков, сложно предсказать судебные расходы на многочисленных юристов и экспертов и в таких случаях судебное финансирование помогает избежать непредвиденные убытки.

Дэн Краддок, председатель Правления фонда Vanin Capital, в интервью журналу The Lawyer отметил: «В сфере судебного финансирования за последний год наблюдается резкий рост количества разбирательств о нарушении акционерных договоров. Наш австралийский офис сталкивается с повышенным спросом на услугу от участников коллективных исков. Все чаще мы предоставляем финансирование и арбитражным спорам. Раньше в них участвовали в основном государственные инвесторы, но сейчас все чаще встречаются частные предприниматели».

Недостатки, проявившиеся с ростом рынка, сегодня выражаются в укрупнении игроков, появлении монополистов и сужении поля деятельности для частных инвесторов. Тем не менее, если вы решили попробовать себя в качестве инвестора в судебные разбирательства, вот три совета на которые стоит обратить внимание.
  • Во-первых, важно установить взаимовыгодные и доверительные отношения с авторитетной юридической практикой. Именно она будет источником перспективных судебных дел, а значит возможностей для инвестиций. Вы же со своей стороны должны убедить своих партнеров, что в состоянии оперативно обеспечить необходимую материальную поддержку.
  • Во-вторых, вы должны обладать определенными знаниями в этой сфере. Финансирование судебных процессов — это узкоспециализированная инвестиционная деятельность и наличие качественной экспертной оценки является обязательным условием для успеха.
  • И, наконец, в-третьих, необходимо тщательно диверсифицировать свой инвестиционный портфель. Для успешных инвестиций необходимо организовать постоянный поток судебных дел, из которых возможно было бы отбирать наиболее привлекательные, тем самым нивелировав риски.
В российском сегменте интернета в прошлом году был запущен портал www.platforma-online.ru предназначенный как для инвесторов, так и для истцов, ищущих финансирование для своих дел. Здесь можно не только отобрать потенциальные дела, но и получить необходимую экспертную оценку.


--Written by Platforma team-- 


Platforma размещает интересные новости правового характера с обязательным указанием источника. Присылайте материалы для размещения на info@platforma-online.ru

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.