Генеративные нейросети стремительно вошли в бизнес-процессы: по данным исследований, 34% компаний уже используют ИИ, а каждый третий россиянин применяет нейросети в работе ежедневно. Но можно ли считать созданный ИИ текст, изображение или дизайн своей интеллектуальной собственностью?
Почему ИИ-контент может не принадлежать вам
Суды в России и за рубежом уже отказывали в признании авторских прав на контент, полностью сгенерированный нейросетями. Проблема в том, что ИИ работает на основе чужих данных — их обучают на миллиардах текстов, изображений и видео, часть из которых защищена авторским правом. Кроме этого, на законодательном уровне автором признается только человек (ст. 1228 ГК РФ), именно поэтому, если контент создан непосредственно нейросетью, его нельзя запатентовать или защитить в суде. Еще одна проблема - это ограничение коммерческого использования некоторыми платформами: например, Midjourney разрешает такое использование только в Pro-версии.
Кейсы:
- Getty Images подала в суд на Stability AI за использование своих фото для обучения нейросети.
- Диктор Алена Андронова судится с банком, который использовал ИИ-клон её голоса без разрешения.
Как бизнесу легально работать с ИИ-контентом?
Вот несколько основных правил:
1. Проверяйте условия платформ: можно или нельзя использовать продукт ИИ в коммерческих целях
2. Проверяйте контент на заимствования
Например, не стоит писать промт для нейросети, который может создать копию уже существующего изображения или другого продукта: так, в спорах касательно изображений, созданными ИИ по запросам в духе «в стиле Disney» или «персонаж, похожий на Человека-паука», суды часто встают на сторону правообладателей.
3. Рерайт - наше всё
Не ленитесь добавлять больше человеческого участия в результат и вносить правки: так намного выше шансы доказать авторство. Рекомендуется:
- Добавлять 30–40% оригинального контента;
- Сохранять черновики, промпты и этапы редактирования - для доказательств.
4. Избегайте прямых заимствований
Нейросеть легко создаст «логотип как у Mercedes» или «персонажа Marvel», но использовать это в бизнесе — большой риск. Вместо этого выберете абстрактное описание стиля(«мультяшный герой в духе Pixar») и не копируйте узнаваемые элементы (логотипы и так далее)
5. Следите за законодательством
Например, в России готовят маркировку ИИ-контента и новые ГОСТы для нейросетей.