Советы женщины-юриста, как воплотить карьерную мечту и остаться хорошей мамой

Согласно исследованию Гарвардского университета, женщины, сделавшие карьеру в области права, получают меньше, заключают браки реже, а работают больше, чем их коллеги мужского пола.

Юлия Бузанова, партнер, руководитель практики юридической фирмы «Содружество Земельных Юристов» с таким утверждением не согласна. Вопреки стереотипам она смогла добиться успеха в карьере, создать семью, родить двух детей и спасти одного из них от рака крови. В скором времени Юлия станет мамой в третий раз, а пока дала PLATFORMA MEDIA несколько советов о том, как все успевать.

DSC_072.jpg

«Идти к своей цели вопреки обстоятельствам»

Идея стать юристом появилась еще в детсадовском возрасте. Мама рассказывала, как я рассаживала кукол на кровати, залезала на табуретку и говорила: «Сейчас буду вас судить». При этом в нашей семье никогда не было юристов, профессия в постсоветское время была не понятной и не популярной, однако же в моей голове было четкое понимание, что я хочу ею заниматься, потому что юрист, как я представляла, должен нести в мир гармонию. Но путь к мечте был непрост.

После школы я поступила в МГТУ имени А.Н. Косыгина на технический факультет, так как не предполагала, что юриспруденция может быть хорошо оплачиваемым делом, а мне нужны были деньги помогать маме. На втором курсе родила дочь, но я продолжала учебу, при этом четко сознавая, что от мечты стать юристом я не отказываюсь – лишь откладываю еще на некоторый срок.

На пятом курсе, когда Снежане было два года, она заболела раком крови. Студенткой я была примерной, шла на красный диплом, так что преподаватели не отпустили меня в академический отпуск, а позволили совмещать лечение дочки с учебой в дистанционном режиме и защитить диплом вместе с однокурсниками. После окончания вуза год я работала совершенно в разных областях, а когда с заболеванием ребенка стало все более-менее понятно – мы не вылечились, но определили курс лечения – я поступила на юридический факультет в Государственный университет по землеустройству.

Для меня дочь была стимулом двигаться дальше, потому что есть человек, за которого я несу ответственность.

С этого момента началась история о том, что если чего-то действительно хочешь, то можно успевать все. Училась я на вечернем факультете, днем работала в страховой фирме, и параллельно занималась лечением и воспитанием Снежаны, которая в силу обстоятельств требовала не только повышенного внимания, но и принятия. Знакомые смотрели с жалостью, для меня же дочь наоборот была стимулом двигаться дальше, потому что есть человек, за которого я несу ответственность.

Наконец я устроилась секретарем в юридическую компанию, где основатель Содружества Земельных Юристов Денис Литвинов был в числе трех партнеров. Это был тяжелый опыт, потому что по возрасту я была на порядок старше всех работающих юристов, а юридического опыта еще не имела. Удивительно, что партнеры ко мне относились уважительно, а недавние выпускники, еще совсем юные, но с юридическими дипломами, считали себя выше меня по рангу, могли попросить сварить кофе, хотя это не входило в мои обязанности. Было обидно осознавать, сколько времени потеряно и насколько сложно мне сейчас постигать азы. Но через полтора года Денис решил образовать свою отдельную компанию (Содружество Земельных Юристов) и я ушла вместе с ним. Мне было 25 лет, я получила диплом и свою первую долгожданную должность юриста.

«Держать темп»

Развиваться приходилось очень быстро, потому что появлялись новые специалисты с большим опытом и с меньшим количеством семейных обязательств. Но и личная жизнь не оставалась в стороне. Вышла замуж и мы с мужем задумались о втором ребенке. Когда забеременела, я уже занимала позицию ведущего юриста – появился огромный пул собственных клиентов, расширился круг компетенций и сфера доверия. Поэтому с Денисом договорились на берегу, что мой декрет будет максимально коротким, я и сама прекрасно понимала, что не могу выпасть на два года из профессии – юриспруденция слишком динамична, постоянно претерпевают изменения законы, судебная практика. Я слишком долго шла к этой профессии, слишком трепетно относилась к каждому клиенту, поэтому не могла от всего отказаться даже ради детей.

Не пасть духом помогли клиенты СЗЮ – большую часть средств на лечение (а требовалось полмиллиона евро) выделили именно они

Но на шестом месяце беременности, у Снежаны случился очередной рецидив и необходимо было срочно лететь в Германию. Не пасть духом помогли клиенты СЗЮ – большую часть средств на лечение (а требовалось полмиллиона евро) выделили именно они. Для меня это была не просто помощь, а показатель того, что я неплохой специалист, что я все делаю правильно. Мы уехали в Германию на девять месяцев, там родилась моя вторая дочь и на какое-то время я все-таки выпала из работы. Приехав в Россию в 30-х числах августа, уже 1 сентября я вышла на работу. Это сродни наркотику, мне необходимо было вернуться в эту гонку, рамки дедлайнов, деловой стиль общения. Мне было крайне тяжело вливаться, но в конце года меня повысили до старшего юриста.

DSN_059.jpg IMG_0692.JPG

«Не относиться к себе как к жертве»

Комплекс вины перед детьми помогли побороть они сами. Как-то раз меня пригласили выступить в детском саду, в который ходит младшая дочь. Нужно было рассказать о своей профессии. На мой удивленный вопрос, почему именно я, воспитатель ответила, что дочь часто с восторгом и в подробностях рассказывает о том, чем мама занимается. Что даже моя страничка в социальных сетях не выглядит однообразно – в ней не только работа, но и путешествия с семьей, культурные события города, поездки в Детский дом, которому я уже много лет помогаю. Мне есть, о чем рассказать: жизнь может быть разнообразной и интересной, если занимаешься любимым делом. Тогда и времени на все хватает.

IMG_1434.JPG

"С подачи Юлии Бузановой Содружество Земельных Юристов постоянно навещает детские дома"

Многие воспринимают материнство как обязанность и винят своих детей в том, что ради них отказались от собственной жизни. Но! Жертвы никому не нужны – вот что я поняла. Пусть я буду проводить три часа в день с детьми, но я буду только с ними, выключу телефон, не буду отвлекаться на стирку и уборку и за это время мы дадим друг другу гораздо больше. В обязательную программу по воспитанию детей так же входят посещения всех мероприятий в школах и садах, все вопросы лечения и безусловным ритуалом является хотя бы один выходной, проведенный вместе. Но при этом я четко понимаю, что работа не должна страдать, если у моего ребенка насморк – не серьезное заболевание, а легкое недомогание. Посидеть с ним в этот момент дома может и няня, и бабушка.

Хотите получить доступ к новым делам и развивать бренд своей юридической компании? Регистрируйтесь в Каталоге юридических компаний на PLATFORMA

После рождения третьей дочки я тоже планирую быстро включиться в работу. С супругом мы договорились, что 6-8 часов в день я буду из дома вести дела – для этого мне выделен рабочий кабинет. Сейчас активно ищем няню для малышки. Выезжать в офис планирую только для проведения клиентских встреч, потому что в век технологий мое личное присутствие не так уж необходимо (два года назад Юлия стала партнером в фирме – Прим. Автора). Я так планирую, но как сложится, будет видно.

«Гордиться тем, что вы – женщина»

Первое время в глазах клиента я часто читала немой вопрос: «Девочка, сколько тебе лет?» Я очень молодо выгляжу. Но в суде это нередко играло мне на руку. Когда начинала говорить, то всем становилось очевидно, что внешность бывает обманчива. Прекрасный прием деморализации противника. С годами выработалась стратегия: если вижу немой вопрос в глазах клиента: «Кто это?» и моя визиточка с надписью «партнер» не работает, я добавляю: «Не волнуйтесь, в школе, где учится моя старшая дочь, тоже долго не верили, что я мама, а не подружка».

После рождения третьей дочки я тоже планирую быстро включиться в работу.

Быть женщиной – очень выигрышно. Раньше в сознании клиентов под солидным адвокатом понимался мужчина в возрасте, с портфельчиком. Сейчас времена изменились. Женщине проще найти компромисс и понять, как лучше клиенту продать ту или иную услугу, потому что по природе своей она более гибкая. Нам также проще пережить отказ клиента от заключения сделки, потому что мы мягче. Для мужчин это удар по самооценке.

Да, женщинам сложнее совмещать личную жизнь с профессиональной. Ведь в нашей российской ментальности она прежде всего мать и хозяйка. Вечером она спешит домой, кормить семью, а значит, она не будет лишний раз задерживаться на работе. Мужчина же принес на работу торт, отметил рождение ребенка и пошел работать дальше. Насморк, капризы, ночные кормления – не его забота.

В этом плане определенное неравенство между мужчинами и женщинами присутствует, но оно применимо к любой профессии. Но если ты хочешь быть успешным в любом деле, выход из зоны комфорта неизбежен. Конечно, тяжело вникать в тонкости юриспруденции, когда по ночам плачет ребенок. Но и в тоже время дети – такой источник вдохновения! А еще в минуты, когда накапливается стресс и уже готовы опуститься руки, я достаю свой маленький ежедневник, в котором отмечаю значимые для меня события, как деловые, так и семейные, крупные и будничные. Это позволяет мне остановиться, выдохнуть, сделать работу над ошибками и продолжить движение вперед.


------- Елена Селина для PLATFORMA Media

Хотите найти новых клиентов, рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию юристов, инвесторов и истцов? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media.

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.