Завтра, 12 января, заканчивается прием заявок на ежегодный седьмой конкурс "Лучшие по праву". Пока вы подаете заявки, мы вспоминаем интервью победителя прошлых лет. Илья Трофимов — победитель народного голосования пятого ежегодного конкурса практикующих юристов «Лучшие по праву». Спор, который принес ему победу в конкурсе, касался оспаривания сделки с компанией-банкротом. Трофимов представлял интересы контрагента должника. Как юристу удалось отстоять интересы своего клиента и чем бы мог обернуться проигрыш — читайте в интервью Трофимова для PLATFORMA Media.
— Илья, расскажите поподробнее о деле, с которым вы победили в конкурсе?
— Это был спор об оспаривании сделки в рамках дела о банкротстве ООО «Строительная компания «МИР». В прошлом организация участвовала в строительстве петербургского стадиона «Газпром Арена». Сейчас же компания находится в процедуре несостоятельности с большим количество задолженностей, а ее конкурсный управляющий оспаривает заключенные ею сделки.
Среди них оказалось и соглашение с нашим клиентом. Оно касалось взаимозачета обязательств, сроки исполнения которых на момент заключения соглашения еще не наступили. Но нам удалось доказать обоснованность зачета.
— Почему это дело важно лично для вас?
— Мы давно знаем клиента. Это сравнительно небольшая, но очень талантливая компания, которая занимается поставкой и монтажом светового оборудования и организацией мероприятий на высоком уровне. Они делали это и для стадиона «Газпром Арена» в рамках чемпионата мира по футболу 2018 года. Сумма оспариваемой сделки была критична для этой компании.
Мы питаем большую любовь к клиентам и осознаем свою ответственность перед ними, поэтому для нас было очень важно защитить интересы клиента в этом деле, где удовлетворение требований конкурсного управляющего означало бы полное прекращение деятельности компании.
Подать заявку на конкурс можно здесь. Поделитесь с коллегами своим успехом!
— Есть ли что-то еще, что сподвигло вас взяться за это дело?
— Помимо того, что мы всегда отвечаем готовностью защищать наших клиентов, определенный интерес вызвало и само дело: при разрешении спора самым главным было определить дату совершения сделки, чтобы потом соотнести ее с периодом подозрительности. Большинство сделок с другими подрядчиками управляющему удалось оспорить, мы были одними из немногих, у кого получилось отстоять интересы клиента.
Хочу отметить, что в этом проекте я выступал скорее в качестве куратора и наставника, а основную работу вела Марина Витковская. Здесь нужно было хорошее знание закона о банкротстве и судебной практики. В итоге благодаря нашей тщательной подготовке и грамотной работе Марины, нам удалось выиграть это дело в первой инстанции и далее защитить позицию в апелляции и кассации.
— В чем, на ваш взгляд, сложность подобных споров?
— Вообще оспаривание сделок в деле о банкротстве — это довольно тонкая материя. Задача предпринимателя, компании — развивать свой бизнес, заключая все новые сделки. При этом сами бизнесмены не всегда осознают сопряженные с этим юридические риски: в обычной жизни сделки могут выглядеть совершенно нормально, но в случае признания контрагента банкротом, они могут быть признаны подозрительными и оспорены. Поэтому очень важно подключать к заключению сделок юристов.
Что касается судебной практики, то такие дела, на мой взгляд, входят в категорию повышенной сложности. Ведь, чтобы их рассмотреть правильно, суду нужно понимать специфику бизнеса, для чего были сделаны те или иные действия, и насколько они повлияли на состояние должника. Чисто формальный подход в таких спорах может сильно навредить бизнесу.