Андрей Тугарин: правовое регулирование цифровых валют в РФ

Сегодня в PLATFORMA.blog Андрей Тугарин, CEO юридической компании GMT Legal, рассказал о правовом регулировании цифровых валют в РФ.

  • Какие отличительные особенности есть у цифровых валют?
  • Почему цифровая валюта не может быть законным средством платежа в РФ?
  • И какие противоречия судебной практики стоит знать?

a11c6596-781b-410c-b905-9c55f7cf491c.jpg

Андрей Тугарин, эксперт в области правового регулирования блокчейн технологий, криптовалют и WEB3 проектов.

Основной вопрос, который возникает при формировании законодательной базы оборота цифровых валют, заключается в определении их правовой природы. Регулятору необходимо определить, к какой категории уже существующих объектов (деньги, ценные бумаги, имущество, цифровые права) можно отнести данный актив, либо создать абсолютно новую, регулирование которой будет создаваться с чистого листа.

Важно отметить, что у цифровой валюты есть множество разновидностей в зависимости от эмитента, функционального наполнения и привязки к другим активам - законодательство должно учитывать все эти детали. Однако у цифровых валют есть несколько существенных отличительных особенностей, которые присущи всем видами.

Во-первых, любая цифровая валюта существует только в нематериальной форме в рамках специфической информационной системы, которая принципиально отличается от всех других, в частности, от системы обращения безналичных денежных средств. Решение представляет собой ряд хорошо известных технологий, которые основываются на проверке и добавлении транзакций в «блок». В дальнейшем «блок» (или пакет транзакций) добавляется в цепочку, содержащую историю транзакций (блокчейн), следуя ряду процедур и протоколов. Новый «блок» транслируется в сеть, чтобы узлы (устройства, которые составляют цепочку) могли согласовать его и обновить свои копии бухгалтерской книги. Этот процесс согласования, между узлами включает в себя криптографическую связь нового пакета транзакций с предыдущим, имеющимся в блокчейне, что помогает сохранить целостность бухгалтерской книги.

Во-вторых, цифровые валюты обладают довольно высоким уровнем анонимности, и во многих случаях отследить принадлежность перевода средств конкретному затруднительно.

Наконец, почти во всех юрисдикциях цифровая валюта не может быть признана законным средством платежа, если ее эмитентом не является центральный банк страны или экономического объединения.

В рамках российского законодательства рассматривать цифровую валюту как законное средство платежа не представляется возможным в связи со ст. 75 Конституции РФ.

В ней закрепляется, что официальной денежной единицей РФ является рубль, а введение и выпуск других денежных средств или денежных суррогатов запрещено. Вследствие этого, в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен полный запрет на использование данного актива в качестве встречного предоставления за товары и услуги для российских юридических и физических лиц, а также для российских налоговых резидентов.

Вместе с тем, в данном законе вводятся понятия “выпуск цифровой валюты” и “организация обращения цифровой валюты”, но вопросы их регулирования так и не были проработаны, и на данный момент никак не регулируются. Вместе с этим в целый ряд федеральных законов (о банкротстве, об АО, о рынке ценных бумаг и т.д.) были внесены поправки, где указывается, что цифровая валюта признается имуществом в целях данных законов.

На этом нормативное регулирование в рамках данного закона заканчивается, никаких общих правил проведения операций не закреплено. По большому счету, можно сделать вывод, что законодателю не удалось выработать общий взгляд на обращение цифровой валюты.

Судебная практика вносит в эту сферу еще больше противоречий. В делах о банкротстве арбитражные управляющие и суды предпринимают попытки толковать в едином векторе нормы ФЗ о банкротстве по оспариванию сделок на основе специальных оснований для криптовалют, однако это не всегда получается.
В 2018 году суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции поскольку перечень объектов гражданских прав является открытым, а понятия «иное имущество» и вовсе нет, а потому толкование данной формулировки должно быть широким. В силу особенностей банкротной процедуры любое имущество должника, имеющее экономическую ценность, для кредиторов (включая криптовалюту), не может быть безосновательно исключено из конкурсной массы. Спустя несколько лет в одном деле 2022 года финансовый управляющий подал заявление о признании недействительной сделки по переводу валюты Bitcoin на криптокошельки других граждан. Суд первой и апелляционной инстанции отказали в требованиях по данному заявлению.

Как видим, единого мнения по поводу правовой природы цифровой валюты с точки зрения гражданского права до сих пор нет, несмотря на то, что вышеупомянутый федеральный закон вступил в силу больше 2 лет назад.

Еще в декабре 2020 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 1065710-7 “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”, в рамках которого предусматривается следующие обязательства: декларирование всех транзакций с цифровыми валютами, раскрытие информации о получении любых прав на них, а также данный проект предусматривает порядок определения рыночной цены цифровых валют (по какому курсу и на какой момент она рассчитывается).

В заключении стоит еще раз подчеркнуть, что на данный момент в рамках российского законодательства о цифровой валюте единственное, что стоит держать в уме - законодательный запрет на использование цифровой валюты для расчетов. При этом в настоящее время за такое нарушение не предусмотрено никакой ответственности, кроме гражданско-правовой (договор, содержащий такое условие, можно признать недействительным).

С довольно высокой долей вероятности российский законодатель не придет к полному запрету цифровой валюты (как, например, в Китае - не будет). В РФ более вероятен подход западных стран (США, Великобритании, многих стран ЕС), которые регулируют операции с цифровой валютой, а не запрещают их.

Андрей Тугарин

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.