В юридической практике часто встречаются споры, которым требуется привлечение внимания общественности (СМИ, лидеров мнений, органов власти). Такая необходимость возникает в сложных делах, коммерческих спорах, спорах “физическое лицо против корпорации”, при защите прав потребителей, при подаче коллективных исков. Огласка требуется и тогда, когда есть вероятность принятия судом субъективного решения.
PLATFORMA, BGP Litigation и LegalInsight проводят исследование об эффективности PR-сопровождения судебных споров. Мы узнали у юристов и журналистов, в каких ситуациях требуется PR-сопровождение судебного процесса. Публикуем самые интересные ответы.
Если вы тоже хотите принять участие в исследовании, переходите по ссылке и оставляйте свои ответы.
Петр Гусятников, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners
Если освещать какой-то рядовой процесс в СМИ, то, наверное, ничего хорошего из этого не выйдет. Но бывают случаи, когда это действительно необходимо. Например при рассмотрении резонансных уголовных дел.
Также имеет значение масштаб. Если Иванов взял у Петрова по расписке какую-то сумму в долг и не отдает, то вряд ли это будет интересно СМИ и общественности. А вот если пьяный олигарх на своем внедорожнике сбил ребенка – пресса с радостью будет это освещать. Это же касается судебных процессов с участием звезд и селебрити.
В моей практике было дело, когда мы использовали PR. Это была история трансгендера Альбины (Алексея) Матюниной. Ее задержали за мелкую кражу, дали условный срок и обязали с определенной периодичностью отмечаться во ФСИН. Она этого не делала, просто не приходила. В какой-то момент у нее просочился паспорт, она пошла в МФЦ и подала документы. Тут то и выяснилось, что она находится в федеральном розыске. Прямо оттуда Альбину увезли в СИЗО. Но по паспорту она была Алексеем и тут встал вопрос в какой изолятор ее помещать? Откровенно говоря, в мужском изоляторе трансгендера ожидала очень незавидная участь. Мы сделали следующее: подготовили пресс-релиз и разослали его по СМИ. В тот же день пресса пестрила заголовками «Трансгендера хотят поместить в мужской изолятор» и т.п. Дело получило общественный резонанс на самых высоких уровнях. В итоге нам удалось добиться того, чтобы Альбину отпустили из СИЗО и посадили под домашний арест, поскольку совершенное ей преступление явно не соответствовало тяжести той участи, которая ждала трансгендера в мужском изоляторе.
Юлия Кочаровская, руководитель юридического отдела юридической фирмы "КОДЕСТ"
У нас в практике было дело о защите деловой репутации организации, создавшей самый крупный форум по подбору недвижимости для военных по военной ипотеке. Причем дело изначально было не о защите репутации компаний-партнеров, которые вместе держали некоторое количество доменов под одним и тем же наименованием, а о защите товарного знака.
Но в итоге оно перешло в разряд дел о защите деловой репутации. Ответчики подключили все свои ресурсы, начали обзванивать компании-партнеры форума (а это крупные застройщики) и называть действия истцов мошенническими. Застройщики начали уходить, военнослужащие все реже обращались за услугами, так как компания ответчиков разместила на значимых сайтах информацию о мошеннических действиях истцов. Началась активная травля в сети. Которая в итоге затронула не только компании истцов, но и физлиц – генеральных директоров.
В итоге статья, опубликованная на сайте конкурента, возымела эффект по делу о защите репутации. Мы смогли привлечь общественность, военнослужащих и застройщиков, чтобы доказать нарушение прав компаний истцов. Дело о защите репутации компаний Истцов было долгим и сложным. В итоге мы доказали их правоту. На выходе поняли, что онлайн-публикации порой имеют удивительный эффект, не хуже эффекта от теленовостей.
Илья Дзен, журналист "Хорошие новости"
Не вижу в PR-сопровождении судебных споров ничего предрассудительного, если процесс не является закрытым и получено согласие его участников. В то же время, нет необходимости получать согласие ни от одной из сторон процесса, если речь идет о социально-значимой повестке, когда оба участника заслуживают общественного порицания. Еще это отличный PR-инструмент для индивидуального продвижения конкретных адвокатов или юридических организаций.
------ PLATFORMA Media
Пройдите двухминутный опрос о практике PR-сопровождения судебных процессов!