4 июня в «Деловой России» прошел семинар с участием основателя сервиса по финансированию судебных процессов PLATFORMA Ириной Цветковой и члена Генерального совета «Деловой России», старшего партнера адвокатского бюро «МАГРАС» Екатерины Авдеевой на тему «Споры с иностранными компаниями, споры в иностранной юрисдикции, судебное финансирование для юридических департаментов: как это работает, тренды, кейсы».
На семинаре были подведены итоги совместного исследования PLATFORMA и журнала “Корпоративный юрист” о практике участия юридических департаментов в судебных процессах. Подробные результаты исследования будут в ближайшее время опубликованы в журнале “Корпоративный юрист” и на PLATFORMA Media.
Результаты исследования озвучила основатель PLATFORMA Ирина Цветкова. В опросе приняли участие 175 человек, из более чем 20 городов России. Чаще всего предметом спора оказываются договоры подряда (63%),споры по договорам купли-продажи и поставки (53%) и споры по договорам займа и кредитным договорам (38%). Среди причин отказа от судебного спора треть участников (30%) назвала мировое соглашение и еще треть (28%) - отсутствие перспектив.
Выяснилось также, что 60% корпоративных юристов знают о судебном финансировании, однако использовали его в своей практике только 5% участников исследования.
В Великобритании 41% компаний использует судебное финансирование для своих корпоративных нужд, в Австралии данный показатель составил 40%, в США – 32%. В западных юрисдикциях компании все чаще прибегают к судебному финансированию, чтобы не тратить значительные денежные средства из оборота своей компании.
Ирина Цветкова рассказала о мировом тренде - сокращении и минимизации расходов юридического отдела. Юридические отделы корпораций тратят более половины своего бюджета на судебные разбирательства, а у 5% фирм этот показатель доходит до 80 %. Порой руководители бизнеса и финансовые директора, выбирая между судебным процессом или профильной деятельностью компании, делают выбор в пользу второго.
“Прогрессивные юридические департаменты выяснили, что не стоит тратить деньги на суды - надо их вкладывать в собственное развитие. В России процент таких юридических департаментов пока невелик и составляет не более 10%”, - пояснила Ирина Цветкова. Также она привела примеры споров, в которых есть экономическая целесообразность обращения к судебному финансированию: это споры от 1 млн руб, которые требуют поиска активов и рассматриваются в западной юрисдикции. Судебное финансирование всегда сопровождает серьезный дью-дилидженс, который не поощряет легкомысленные тяжбы. И часто привлечение судебного финансирования является сигналом для другой стороны, что дело сильное и имеет серьезные перспективы.
Екатерина Авдеева заметила, что имеет смысл решать споры в гражданском процессе и не доводить их до гораздо более непредсказуемого уголовного процесса. Екатерина также высказала сожаление по поводу, что в России пока не сильно развита культура медиации, которая могла бы стать адекватным решением.
Артур Большаков, управляющий партнер адвокатского бюро “Большаков,Челышева и партнеры”, подтвердил, что компании не всегда оперативно могут компенсировать расходы на споры в иностранных юрисдикциях и ищут деньги по старинке: по партнерам и друзьям. В то время как институт судебного финансирования может стать решением проблемы.
Партнер PLATFORMA Александр Стефановский заметил, что если раньше судебное финансирование в основном привлекали те компании, у которых не было денег на судебные тяжбы, то в последние несколько лет на Западе к судебным инвестициям обращаются крупные компании, которые не хотят рисковать своими средствами. Александр также рассказал, что недавно на PLATFORMA обратилась крупная компания, корпоративный юрист которой объяснил, что компания не готова рисковать деньгами в сложном споре в разных юрисдикциях и с непредсказуемым исходом. Также руководству этой компании было важно, чтобы спор не отражался на отчетности.
“Деньги на суды - это высокорискованные вложения, не все компании готовы тратить средства из оборотного капитала и рисковать ими”, - отметил он.
---- PLATFORMA Media
Хотите рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию в 40 тыс человек? Есть уникальный кейс по продвижению юридических услуг? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media