В 2020 году за юридической помощью обратилась женщина, мать двоих несовершеннолетних детей. Поведала довольно распространенную историю о том, что расторгла брак с мужем, он ушел и в счет оплаты за алименты обещал платить за квартиру, которую он взял в ипотеку, когда они находились в браке.
Прошло два года и все вроде было бы хорошо, если бы не визит судебных приставов с требованием освободить жилье, предназначенное для продажи с публичных торгов. Шок, слезы, отчаяние, неумелая попытка подать жалобу на вынесенное решение привели ее ко мне. Стоимость квартиры, которая была указана в решении, при невозможности изменить решение приводила ее в отчаянье.
Денежные средства, полученные по сертификату «материнского капитала», которые были вложены в счет погашения ипотечного договора, исчезали в никуда. Впереди безысходность, ответственность перед Пенсионным фондом за не выполнение обязательства об оформлении прав несовершеннолетних на это жилое помещение.
Что -то тронуло в этой истории, указывая на масштабность таких ситуаций.
Давайте попробуем, терять же больше нечего. Мозговой штурм со своей командой. Родилась идея, которая потом переросла в победу.
Удалось получить согласие банка на продажу квартиры во внесудебном порядке. Совместно с клиентом преодолели даже сопротивление бывшего супруга, который знал о вынесенном решении и собирался судиться вплоть до Верховного суда, наивно полагая, что банк ничего не получит.
После совершения сделки, расплатившись с банком, в этот же день вернули денежные средства на счет в Пенсионный фонд. Сколько я выслушала от начальников отделения Пенсионного фонда, о том, какое мой доверитель имела право вернуть деньги. «Немедленно заберите, мы не знаем как их оприходовать, кто вам дал номер счета, вы его вообще знать не должны» - это лишь малое количество слов, которые я услышала по телефону.
Задевая юриста за живое, можно возбудить в нем неуемное желание восстановить справедливость.
Не успело решение вступить в законную силу, банк желающий еще раз решить такой же вопрос предложил еще одного клиента. В этом случае инициатором был бывший супруг, желающий помочь своей семье, не допустить привлечения матери своих детей к уголовной ответственности.
Аналогичная процедура в досудебке, и ярое возмущение сотрудников ПФ – «вы что там-это на поток поставили, так все сейчас возвращать деньги будут». Советским районным судом г. Омска постановлено противоположное решение, истцу отказано в в восстановлении права на меры государственной поддержки.
Омский областной суд рассмотрел дела с промежутком в две недели, и уже после первого определения мы понимали исход второго, хотя разгромно- требовательное выступление ответчиков не позволяло расслабиться.
«Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО г. Омска восстановить право ФИО1 на дополнительные меры господдержки в части распоряжения возвращенными средствами материнского (семейного) капитала в сумме 429 408,50 рублей. Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском АО г. Омска зачислить средства материнского (семейного) капитала на лицевой счет с учетом индексации».
Золотые слова, хорошее дело, благодарные клиенты и уверенность в том, что сдаваться нельзя никогда. От начала первого дела, до окончания второго с учетом кассационной инстанции прошло десять месяцев.
Правильно выработанная позиция по аналогичным делам позволит изменить социальное положение лиц оказавшихся в подобной ситуации. Восстановит право несовершеннолетних на приобретение жилья, повторно используя средства «материнского капитала». Это почти так же как с повторной приватизацией….но это уже другая моя история.
------ Ольга Воробьева для PLATFORMA Media
Прием заявок на конкурс практикующих юристов "Лучшие по праву" открыт до 30 декабря! Участвуйте и побеждайте!