Маркетинг как хобби. Интервью Ольги Кондаковой.

Друзья! Сегодня мы немного отойдем от нашей рубрики интервью "хобби юриста" и представим вам большое интервью юридического маркетолога - Ольги Кондаковой. О работающих стратегиях для юрбизнеса, трудностях в маркетинге, жизненных целях и не только - в материале PLATFORMA Media.


— Поделитесь историей вашего становления как юридического маркетолога. Что именно вас зацепило в маркетинге? Как вы пришли к этой сфере?

В маркетинге я с 2014 года, т.е. с того самого момента, когда только становилось модным писать тексты и вести социальные сети.

Что меня зацепило? Думаю “сила удара”, когда ты буквально одним словом можешь “сразить” потенциального клиента, предложив ему идеальный вариант решения его проблемы.

Почему именно юридический маркетинг? Тут все просто - я фанат планирования, структурирования и, плюс к тому, люблю юристов. Когда все согласно Закону, когда “все по полочкам”, когда понимаешь, что есть на что сослаться и доказать свою позицию.

Почему вы решили связать свою жизнь именно с юридическим маркетингом?

Более 5 лет я работала директором по маркетингу в одной крупной юридической фирме СНГ и построила с "0" маркетинговый отдел и за 2 года вывела юридическую компанию в ТОП.

Следовательно, вопрос выбора ниши отпал само собой.

Как вы учились маркетингу? Были ли это курсы, книги, практика или что-то другое? Что оказалось самым полезным?

Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! - эта фраза из Алисы в стране чудес Льюиса Кэрола в полной мере характеризует современный маркетинг!

И, чтобы обучиться и быть постоянно в курсе “фишек/трендов”, необходимо не только постоянно мониторить происходящее на рынке, но и иметь пытливый ум. Только так можно построить причинно-следственные связи и сделать нужные выводы. А далее уже - протестировать гипотезы, скорректировать действия и добиться нужного результата.


Так и я - получив базовое образование по маркетингу - не только проштудировала Котлера, современных авторов, а прошла немереное количество курсов, мастер-классов, семинаров, что продолжаю делать и по сегодняшний день. Потому что, если ты замедляешься или уходишь в тень, о тебе забывают и на сцену выходят другие - менее опытные, но более дерзкие. И, чтобы восстановить свои позиции, приходится прилагать в разы больше усилий.

Поделитесь своим самым первым проектом. Был ли он удачным? Что вы почувствовали, когда завершили его?

Самый первый проект - это первый шанс. Когда в тебя поверили, выделили бюджет и сказали “действуй”! Как сейчас помню, 2017-й год и эра smm с точки зрения привлечения клиентов, только зарождалась. Увидеть пост с предложением услуг юриста, адвоката тогда была большая редкость. И тут - я уговорила владельца юридической компании рискнуть и зайти в тогда еще разрешенную в РФ соцсеть. И это был в своем роде вызов юридическому рынку, когда коллеги “искоса” смотрели на юриста!

Был ли результат? Да! Мы получили массу лайков, комментариев, репостов и даже несколько обращений за услугами всего за пару месяцев работы.

Кстати, команда PLATFORMA готовит обновление уже нашумевшей книги «Маркетинг для юристов: опыт PLATFROMA». Мы расскажем о трендах в юр.маркетинге на 2025 год, о маркетинговых стратегиях, успешных рейсах реальных юрфирм и не только. Следите за обновлениями! Перед чтением версии 2.0 рекомендуем ознакомиться с первой версией книги по этой ссылке.

Совершали ли вы ошибки в начале своего пути? Если да, то расскажите, пожалуйста, чему они вас научили и как повлияли на ваше развитие?

Как истинный маркетолог скажу так: “Это не ошибки - это тестирование гипотез”. Потому что, какую бы классную стратегию ты не разработал, все равно она на 100% не выстрелит. Где-то будет просадка и, как следствие, сложный разговор с клиентом, который в своей голове решил, что заключив договор о сотрудничестве с маркетологом, она закроет все вопросы маркетинга и продаж.

Для меня любая ошибка - это опыт. Ведь со временем ты понимаешь, с какими клиентами лучше не работать, а с кем можно выстраивать долгосрочное сотрудничество и даже заходить в партнерские проекты. Поэтому тут дам даже такой совет: на этапе переговоров обращайте внимание на детали коммуникации с клиентом и слушайте внутренний голос. Это, поверьте, уберегло меня от нескольких невыгодных контрактов.

Был ли в вашей карьере момент, когда вы поняли, что юридический маркетинг — это не просто работа, а ваше увлечение? Что именно произошло?

Переломный момент - это работа на должности директора по маркетингу юридической компании. Поэтому, начиная с 2017 года, юридический маркетинг - это неотъемлемая часть моей жизни, а Агентство юридического маркетинга “КондМар” - это мой ребенок. Я люблю то, что делаю, мне небезразлично, что происходит на рынке, у моих дорогих клиентов. И так, считаю, должен жить каждый специалист, для которого работа = жизнь.

— Какой ваш первый успех в маркетинге запомнился больше всего? Что вы почувствовали, когда поняли, что у вас получилось?

Все, что не делается, к лучшему! Если бы тогда, в феврале 2022 года, моя карьера в юридической компании не прекратилась бы, то и сидела бы я до сих пор в одной компании! Именно те события сделали меня сильнее и стали стимулом двигаться вперед и помогать с продвижением, привлечением клиентов юристам и адвокатам. В это сложное, не только для меня, время мне удалось дать юристам и адвокатам рабочие инструменты и добиться вместе с ними желаемого результата.

Сталкивались ли вы со сложностями на пути к тому, чтобы стать юридическим маркетологом? Если да, поделитесь, как вы их преодолели?

Главная сложность при выборе ниши заключается в том, что необходимо больше времени для того, чтобы потенциальные клиенты познакомились с тобой, удостоверились в твоей экспертизе и оплатили маркетинговые услуги. У меня ушел год на то, чтобы стать более-менее узнаваемой на рынке и построить систему привлечения клиентов в свой бизнес. Представьте, целый год долбить в одну точку, перебиваться от заказа к заказу, жить на 30 000 рублей в месяц в Москве… Каждый ли может пройти эту стадию и не сдаться? Заниматься продвижением в соцсетях, запускать рекламу на последние деньги в надежде, что “выстрелит”?

Сложно, когда юристы или адвокаты думают, что маркетинг им ни к чему - ведь наступает момент, когда возникает проблема с нехваткой клиентов. Именно поэтому необходим системный маркетинг, который и приведет к результату.

Если бы не маркетинг, чем бы вы занимались? Есть ли другая сфера, которая могла бы стать вашим увлечением?

Продажи и построение системы продажи, ведь недаром же мой супруг говорит, что “я эскимосу снег зимой продам”!

Недавно на конференции «Юридический бизнес России» спикеры и участники рассматривали вопрос, отличается ли юридический маркетинг от «обычного». Было заявлено суждение, что сильных различий он не имеет, однако есть нюансы. Согласны ли вы с этим выводом?

Маркетинг юридических услуг строится на доверии к юристу, компании, т.е. работает моя выведенная годами формула: знают+доверяют=покупают.

И, от того, как подается ценность услуги, результат и подход к клиенту зависит и успех. Собственно, в этом и нюанс.

Репортаж PLATFORMA с конференции «Юридический бизнес России» доступен по ссылке. Еще больше новостей в юр.бизнесе вы найдете в нашем телеграм-канале

А большая проблема доведения до результата, т.е. заключения сделки, кроется в качестве обработки входящего обращения. Когда, к примеру, человек звонит по рекламе и явно говорит “продай мне и я куплю”, а юрист сливает такого целевого клиента. Поэтому, мало “сделать маркетинг”, надо еще уметь продать.

Какие ваши личные качества, по вашему мнению, помогли вам стать успешным юридическим маркетологом?


Смелость и наглость, упорство и трудолюбие, креативность и готовность к быстрым действиям, умение считать и строить прогнозы в долгосрочной/срочной перспективе, надеяться, в первую очередь, только на себя.

Как изменился ваш подход к маркетингу с тех пор, как вы только начинали? Что вы считаете самым важным в своем профессиональном росте?

Я такой человек, который не стесняется задавать прямые вопросы “почему и как удалось”, а этого качества недостает многим молодым людям.

Ведь самое важное что? Иметь пытливый ум, не бояться критики и постоянно учиться у экспертов и клиентов.

Есть ли у вас мечта, связанная с этой сферой?

Мечта? Я хочу, чтобы в голове у каждого юриста поселилась мысль о том, что без планомерных, системных действий не будет результата. И моя миссия в том, чтобы указать этот путь, дать современные инструменты для достижения этого результата.

Что бы вы посоветовали начинающему юр.маркетологу?

В первую очередь, поработать на позиции маркетолога в юридической компании и, желательно, с харизматичными партнерами с разным видением. Так, можно не только научиться “ловить настроение” чтобы не “попасть под руку”, но и доносить нужные смыслы в самый подходящий момент. И, главное, не бойтесь задавать вопросы. Да, вы столкнетесь с определенной долей скепсиса, но если ваши вопросы искренни и партнер видит, что вы реально “болеете за общее дело”, то он даст вам очень много полезного.

Блиц-опрос

Топ-3 совета юрфирме, только начинающей свое продвижение.

  1. Поставить цель.
  2. Определиться с инструментами.
  3. Действовать быстро.

Любимая книга про маркетинг.

“Основы маркетинга”, Филип Котлер.

Маркетинг — это наука, искусство или ремесло?

Маркетинг - это способ жизни с предпринимательским уклоном.

Если бы вы могли создать маркетинговую стратегию для любой юрфирмы в мире, какую бы выбрали и почему?

Я строю индивидуальную стратегию, исходя из целей и задач, а не выбираю какую-то общепринятую стратегию.

Ваше любимое (или одно из любимых) высказываний.

«Через двадцать лет вы будете более сожалеть о том, чего не сделали, чем о том, что вы сделали. Поэтому, отбросьте сомнения. Уплывайте прочь от безопасной гавани. Поймайте попутный ветер своими парусами. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте», - Марк Твен.



Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.


Сайт использует файлы cookie и сервис Яндекс Метрика для лучшего предоставления информации. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на использование куки и данных аналитики в соответствии с нашим Соглашением. Вы можете отказаться от использования куки, изменив настройки браузера.