Наша еженедельная рубрика «Хобби юриста» снова в деле! Сегодня героем интервью стал Максим Барашев — выпускник РУДН, магистр права, управляющий партнер юридической фирмы BBNP, специализирующейся на корпоративной, трудовой и судебной практиках. Опыт работы более 20 лет.
Воспоминания Максима из юридического прошлого: «Первую сделку M&A сопроводил практически единолично, в 2005-2006 годах. Приобрел контрольный пакет для вхождения в состав совета директоров станкостроительного завода, вел длительные переговоры, а затем докупил акции и вышел на сделку. Примерно за год работы предприятие перешло заказчику на очень выгодных условиях. С этого момента очень увлекся корпоративным правом и практически не отходил от этой практики. Со всеми участниками сделки сохранил уважительные отношения».
Максим не так давно всерьез увлекся искусством. Ранее он его не принимал, и иногда даже смеялся над странными образами! Однако в один момент все изменилось. Что стало переломным моментом, какие точки соприкосновения у юриспруденции и искусства, а также советы тем, кто только начинает свое знакомство с миром живописи и не только - в нашем интервью.
—Поделитесь, в какой момент вы всерьез увлеклись искусством и живописью. Что стало переломным моментом?
Ранее искусство (именно как живопись), я не понимал, не принимал, даже смеялся над чудаковатыми изображениями, странными образами. Как такого интереса не было. Художник хорошо рисует, если он точно передает реализм нашей жизни. Я в школе немного изучал мировую и художественную культуру. Посещал как и многие из нас музеи в нашей стране и за рубежом. Однако не находил отклика в душе. Мне нравилось ходить по Третьяковской галерее, смотреть образцы реализма барокко, классицизма. Казалось, что это лучшее и создать уже большего — нельзя. И поэтому я выбирал скорее кино для досуга, а галереи и музеи были чем-то далеким. Но многое изменилось, когда я познакомился с художницей Катей Белявской.
Мне сразу понравились ее работы. Тогда я еще не знал, что заинтересовался поп-артом и модерном. Да, ее работы сложно назвать уж очень непонятными. Скорее красивыми, сказочными, духовными, теплыми, наполненные метафорами, моралью, смыслом и, конечно, любовью. В 2016 году я посетил ее выставку "Шах, мат и ты", проходившей в Галерее "Файн Арт". Думаю, именно там я ощутил всю серьезность современной живописи. Понимание того, что художники творят здесь и сейчас.
Очевидно, что мы все знаем многих художников, однако увидеть его картины в жизни, да еще в той форме, которую представляет его музей — совсем другое впечатление. Затем, в 2018 года, я посетил музей Дали в Жироне, в Испании и впервые именно тогда окунулся во что-то необычное. Проникся его биографией и творческими поисками. Наверное, в этот момент я немного стал понимать, что такое «не реализм», а видение мира изнутри и снаружи, через совершенно другие образы. Сюрреализм, абстрационизм был мне также не понятен, но уже понемногу увлекал в свой бесконечный мир форм и теорий.
Я и не думал, что позже меня увлечет абстракционизм в разных его проявлениях.
Несколько лет назад посетил Космоскоу и приобрел первую картину. А затем все активнее стал ходить на выставки и музеи современного искусства, а также открыл для себя галереи. Особенно мне полюбилась российская классика 19 - начала 20 веков и зарубежная классика.
—Расскажите, сколько работ насчитывает ваша коллекция картин?
Сейчас у меня в коллекции около 20 работ. В последние месяцы я почти ничего не покупаю. Только смотрю, слушаю и читаю. Почти все лекторы советуют не торопиться с покупками, а только смотреть и приобретать насмотренность. Я к этом как-то сам и пришел недавно. Я знаю многих галеристов и получаю множество рекомендаций оп покупкам, но как я и сказал, пока не тороплюсь, также ввиду того, что повысил для себя стоимость покупки раз в десять.
Я понял, что просто смотреть уже не хватает. Стал читать и слушать. Так как у меня академическое образование в области юриспруденции. Я также начал с «теории права», но в области искусства. Читаю книги по теории искусства, в частности, пока осиливаю профессора РГГУ Маркова А.В. «Теории соверменного искусства», Уилл Гомперц «Непонятное искусство». Очень рекомендую Воры, вандалы и идиоты Софьи Багдасаровой, Григорий Коз «Покушение на искусство». Вскоре иду учиться в РГГУ на курс Всеобщая история искусства.
Юристам это особенно близко. В искусстве и праве – общая философия. Цитируются труды тех же философов, ставятся схожие вопросы. Свобода, мера, гармония, справедливость. Est modus in rebus – все хорошо в меру. В искусстве – это границы совершенства. Потому что полная свобода в искусстве часто и есть совершенство. При искажении права – мы получаем несправделивость, а искусство это прекрасно отражает как зеркало временной эпохи.
Думаю, что я не был тогда еще готов к такому искусству. В Музее Соломона Гуггенхайма были сложности с серьезным восприятием. Да, некоторые направления, например, импрессионизм, были уже знакомы, но модернизм, авангард, импрессионизм с еще более глубоким фовизмом слишком уже были непонятными. Как-то все казалось просто и незатейливо. Вспомним "Футболистов" Руссо, а "Корова" Франца Марка, а картины Шагала. Вызывает улыбку, не правда ли? В Музее Современного Искусства впервые увидел Э. Уорхола, Матисса, Магритта, так сказать, не листая страницы инета, а наблюдая более 1 минуты. Но все равно не проникся. И еще важная деталь. Увидеть картины Дали и Ван Гога, среди других художников - это одно, а посетить их именные музеи - совершенно другое ощущение. Хотите полное погружения, нужно ехать в Испанию и Амстердам, соответственно.
—Как вы считаете, что именно в музеях Ван Гога и Дали изменило ваше восприятие современного искусства?
Как я говорил выше, там было полное "погружение" в атмосферу жизни художников. Вы шаг за шагом проходите его путь, начинаете понимать, что ими двигало, какие мотивы. После посещения музея Ван Гога я понял, что нужно изучать биографии художника, если хотите его понять. У Дали все было на эмоциях. Поссорился с сестрой: на тебе "Молодую девственницу" — по сути, он переписал картину "У окна". Его страсть к музе Гале проявилась в других работах.
Когда знаешь, что происходило с художником в жизни, больше начинаешь понимать его творчество. И от этого получаешь большое удовольствие!
Это была картина одного неизвестного греческого художника. Мы с дочкой путешествовали, отдыхали в Греции и на набережной я увидел картину. Ничего особенного, но она передала мне настроение и тепло острова Санторини. Я на нее смотрю иногда и вспоминаю то лето. Сейчас бы я ее не купил, однозначно.
В коллекции есть Иван Клековкин (молодой и очень талантливый), Костя Чирков, Потапов, люблю Дарью Калугину, Дарью Пасечник. Иногда мне свои картины дарит дочка. Обожаю все, что она делает. Безумно талантлива. Ее работы перекликаются, на мой взгляд с произведениями Кирилла Челушкина, такой экспрессионизм с гиперреализмом.
—Сейчас вы почти ничего не покупаете, а больше смотрите и читаете. Что именно вы ищете в этот период «насмотренности»?
Я просто смотрю и наслаждаюсь. Сейчас отучаю себя от привычки "схватить", "завладеть". Это ошибка многих начинающих коллекционеров. Как сказал про себя в интервью искусствовед и известный блогер Арутр Чех: «Я сначала несколько лет ходил на все выставки и смотрел».
Я сейчас придерживаюсь той же концепции. Получаю удовольствие, читаю биографию (обязательно) и пытаюсь понять рынок. Общаюсь с галеристами и художниками.
Хорошие картины вокруг нас, их много. А ценные произведения нужно искать, за ними идет целая охота. Никто не хочет переплачивать. Тем не менее, есть ежегодные ярмарки. Там можно приобрести удивительные работы по приемлемой цене для таких художников.
—Вы упомянули, что повысили для себя стоимость покупки в десять раз. Как вы определяете, что работа стоит таких вложений?
Да, если говорить о коллекционировании, то хорошие работы известных художников стоят от 2 млн руб. Я сейчас советуюсь с галеристами. Читаю о художнике.
Есть те, кто уже, к сожалению, ушел из жизни и очевидно, что работы ограничены. Цена будет только расти. Художник должен выставляться на выставках, включая международные. Масло — самый долгосрочный материал, я отдаю ему предпочтение, ну и, желательно, хороший грунт и льняной холст. Профессиональный искусствовед, дилер, галерист прекрасно знает рынок и может дать отличные рекомендации. Часто известные художники рисуют на заказ. Здесь сложно предугадать итог, но вы получите гарантированно его авторство, что многих устраивает. Мне важен и сам объект, так сказать форма.
Можно спорить о концепции Марселя Дюшана, что важнее в искусстве предмет (сам объект) или идея, которую он несет. Вспомним его писуар "Фонтан". Для меня все же остается важным и то и другое.
—Вы читаете книги по теории искусства. Какие идеи или концепции из этих книг вас особенно впечатлили?
Апологетами теории выступали Аристотель, Кант, Гегель. Главные вопросы, которые меня как и всех интересуют: «Зачем нам искусство?», «Что главнее или первичнее: форма или содержание?». Для этого нужно исследовать его историю. Просто необходимо. Гегель утверждал: «Форма должна превалировать над содержанием». Другие придерживались иных концепций. А раз мы изучаем историю, то интересны теории происхождения искусства. Мне очень близка т.н. психофизиологическая теория в отличие от теории прагматизма. Человечество выжило и эволюционирует, благодаря своему желанию познать непонятное - запредельное. Когда у нас сильные эмоции - хочется что-то сделать, и эта потребность не отсылает нас к утехам, т.н. косвенное удовлетворение через творчество (что тоже есть концепция по Фрейду), а влечет создать что-то необычное: стихи, проза, музыка. В древности: выбить изображение на скале, создать статуэтку Венеру (времен палеолита, которой по разным подстчетам более 35 тыс лет). Именно благодаря не пассивному приспособлению как у животных, а желанию вторить мы растем и оставляем след в истории нашим потомкам. Вобщем, всё, как говорил о творчестве Э. Фромм. Действует один закон — что-либо материальное или не материальное организовывается в некую идею — форму. Звуки — в музыку, все подручное, что рисует — в картины, камни — в рахитектуру и т.д. А в литературе слова — в текст.
Интересно, что Гражданский кодекс РФ говорит нам: «интеллектуальной собственностью являются произведения науки, литературы и искусства» — по сути, все творчество. Мне кажется не совсем правильно выделять отдельно от искусства литературу. Логически видится не верным.
Как я уже говорил выше, без знания истории искусства - невозможно его понять. Нельзя понять: «Зачем?». Но мне, как юристу с академическим образованием и подходом к решению вопросов, требуется соблюдать системность. Без азов, основ нельзя продвинуться дальше к более глубокому пониманию. Мне в целом очень интересно знание русской и зарубежной истории искусства, востока, мифологические и библейские темы. Хочется сформировать единую методологическую базу для понимания общих закономерностей развития искусства. Интересно получиь некую квалификацию по пониманию тенденций в разных видаъ искусства. Ведь зная и понимая базу, можно двигаться не только в художественном, но и в целом изобразительном искусстве, и так далее: архитектура, живопись..
—Вы упомянули, что юристам близка философия искусства. Можете привести конкретный пример, как эта связь проявляется?
Простой пример. Результаты нашего труда — это творчество. Пусть и в научной сфере, но все же мы создаем свой индивидуальный продукт в виде юридического заключения. Его не повторить. Или же такая область практики как нормотворчество. Говорит само за себя. ИИ вам не даст такой продукт, как показала практика. Я уже писал на эту тему в РБК. Это сложно понять, или даже принять. Мы ведь не рисуем маслом на холсте. Хотя в моей практике и такое случалось для формирования доказательства.
Но для меня, например, общим является гносеологическое основание. Где позиция философии является допущение оппозиции субьекта и обьекта. Субьект — это человек, а обьект — это его окружающая действительность, которую он познает чувственно и абстрактно. Как человек ощущает мир, так он и проводит границы права.
—Как ваше увлечение искусством изменило ваше восприятие мира или подход к работе?
Во-первых, я стал воспринимать, все творчество, окружающее меня гораздо спокойнее. Раньше я мог критиковать каждый дом, мимо которого проходил, или иные произведения труда человека. Каждый творит как он это видит. Все мы люди и все мы разные. Результатом могут быть внутренние ощущения: яркими, жирными мазками, как делают импрессионисты. Далеко от реальности, но это ощущения свободы, образы, которые ясно передают чувства автора. Я их ценю. Вспомним «Крик» Мунка, например. Или же фотография — прекрасный образец творчества — однако он не передает состояние человека, а только лишь окружающую действительность.
Работу я воспринимаю как постоянный творческий процесс. Особенно потому, что я имею дело с людьми каждый день. Как управляющего фирмой, меня не сложно понять. Можно прописать скрипты, шаблоны, но хороший результат труда будет при стечении нескольких обстоятельств и факторов: настрой, мотивация, состояние здоровья, внутренних качеств и т.д.
При собеседовании особенное внимание уделяю хобби юриста. Чем он(она) занимается: рисует, играет на музыкальном инструменте, что читает и т.д. У нас в команде большинство — творческие люди. Мне нравится наш коллектив: он спокойный, веселый и ответственный.
Прежде всего это Марина Абрамович и ее перфомансы, Бэнкси, художники Кабаковы, Эрик Булатов, Фрида Кало, Уорхол. Но я снова вернусь к Мунку с его «Криком».
—Есть ли у вас мечта, связанная с искусством, например, открыть свою галерею или поддержать молодых художников?
Да, конечно есть. До своей галереи мне еще далеко. Но я определили свою миссию — популяризация современных российских художников и в целом российского искусства. Для этого мы с прошлого года стали проводить свои мероприятия в галереях в Кубе, Елоховской, Триптих. Проводили лекции искусствоведов, показывали и разыгрывали картины современных художников.
В этом году мы также планируем провести познавательные мероприятия для юристов. Идей много, некоторые пока пусть останутся в тайне. Мы планируем перфомансы на злобу дня, вне формата. Анонсы — будут!
Совет простой: начать ходить в музеи и на выставки. Ходите на лекции , а на выставки и в музеи с гидами. Отпадет сразу много вопросов. Спокойно смотреть и понять: ваше или нет. Может быть это не ваше. Не стоит заниматься тем, что не нравится. Если все же желание есть, то можете смотреть и купить то, что придется именно вам по душе. Что-то недорогое, но что понравилось только вам. Не слушайте советов друзей. Просто представьте, сможете ли вы с ней жить. Смотреть на нее каждый день. Будет ли она вас вдохновлять или наводить тоску. Это поможет обогатить ваш собственный внутренний мир и устроить домашний комфорт. Со временем будет понятно, что вам близко. Ничего серьезного вы все равно не купите, это дорого. А потратить много денег на то, что вам не близко - только пожалеете.
Усидчивость, прежде всего, и честность. Мы привыкли думать, что современное искусство это сложно. Иногда нужно признаться самому себе: «Да, я не понимаю».
Искусство должно быть честным, открытым и добрым. Когда вам говорят о нем со снобизмом и пафосом — это неправильно. Искусство — это сатира. Вспомните Марселя Дюшана или Бэнкси: их авторитет непререкаем. А они ведь смеются над жадностью, снобизмом, ханжеством нашего общества. Ваш проводник в мир искусства говорит о нем увлеченно и страстно.
—Если бы вы могли порекомендовать одну книгу или подкаст об искусстве, что бы это было и почему?
Я бы порекомендовал сначала адаптированный материал с шутливой и веселой манерой изложения. Естественно подкаст Насти Четверековой "Искусство для пацанчиков", Роберт Хьюз "Шок Новизны", Эрнст Гомбрих "История искусства", С. Багдасарова "Воры, вандалы, идиоты", А. Никонова "Что хотел сказать художник?"