Финансирование третьей стороной в арбитраже: реформы в Нигерии


Финансирование судебных споров третьей стороной, с помощью которого коммерческий фонд финансирует судебные издержки в обмен на долю любого присужденного ущерба, в последнее время на подъеме во многих юрисдикциях. Предлагаемые поправки к действующему законодательству в Нигерии позволят присоединиться к этой глобальной тенденции и укрепить позиции в качестве одного из ведущих арбитражных центров в Африке.

Глобальная тенденция легализации финансирования третьей стороной
За последнее десятилетие практика судебного инвестирования получает все более широкое распространение во многих странах мира. Однако в некоторых юрисдикциях общего права возникли проблемы в связи со старыми доктринами champerty и maintenance, которые потенциально криминализируют участие финансирующей третьей стороны.
Возможность привлечения внешнего финансирования исковых требований часто рассматривается как возможность привлечение клиентов, а запреты на нее рассматриваются как недостаток использования юрисдикции для арбитража.
Поэтому не случайно, что Гонконг и Сингапур недавно легализовали судебное финансирование в международном арбитраже. Обе юрисдикции придерживались системного подхода к пересмотру своих законов и саморегулируемого подхода к легализации финансирования. Нигерия сейчас рассматривает возможность использования внешнего финансирования как, например, в Гонконге и Сингапуре, но подход выглядит несколько иначе.

Косвенная реформа в Нигерии
Нигерия внесет поправки в свое действующее законодательство, Закон об Арбитраже и Примирении в Нигерии, с помощью законопроекта о внесении изменений («Законопроект»). Законопроект, прошедший через заключительные этапы нигерийского законодательного процесса, узаконивает финансирование третьей стороной в арбитраже (но не в судебном процессе) косвенным образом. Это достигается путем включения затрат на получение финансирования судебных процессов в состав расходов на арбитраж. Другими словами, в законопроекте прямо не указано, что внешнее финансирование судебных процессов будет законным, но последствие включения его в состав арбитражных расходов логически означает, что законопроект негласно разрешил ФТТ.
Поскольку в законопроекте прямо не говорится о том, что судебное финансирование разрешено, неудивительно, что он не содержит каких-либо более конкретных положений о финансировании судебных процесс. В Гонконге и Сингапуре новое законодательство и руководящие принципы, касающиеся соглашений о финансировании исков, содержат определенные положения, касающиеся вопросов, которые могут возникнуть в рамках соглашений о внешнем финансировании, например вопросов конфиденциальности и коллизий. В Нигерии дело обстоит иначе.

Сервис PLATFORMA создан для: 1) Истцов и ответчиков – могут привлечь инвестиции для покрытия расходов, связанных с судебным процессов. При этом отсутствие затрат или рисков- в случае проигрыша, инвестиции не возвращаются. 2) Инвесторов – могут инвестировать в перспективные дела и получать до 40% от суммы выигрыша. Доходность таких инвестиций составляет от 30% годовых. 3) Адвокатов - могут браться за интересные дела с гарантией вознаграждения.

Таким образом, законопроект в Нигерии, скорее всего является первым концептуальным шагом в направлении легализации судебного финансирования в арбитраже с последующим более конкретным регулированием этих вопросов. Как будут решаться вопросы финансирования исков на практике после принятия законопроекта, еще предстоит выяснить. Ожидается, что рыночная практика будет постепенно кристаллизоваться неофициально по мере того, как финансирующие организации будут взаимодействовать с истцами на рынке. После установления рыночной практики или принятия судебных решений вероятно будет принято специальное законодательство для ее закрепления.

Потенциальные проблемы, связанные с косвенной реформой и отсутствием регулирования
Поскольку законопроект не содержит каких-либо конкретных правил финансирования судебных процессов скорее всего будет существовать разрыв между его принятием и моментом, когда рыночная практика сформируется.
Применение судебного финансирования вероятно будет на начальном этапе неопределенным. Мы выявили две возможные проблемы для будущих разбирательств, финансируемых через судебное инвестирование в Нигерии, возникающие из-за этого разрыва и неопределенности:
Хотя следует понимать, что законопроект подразумевает, что стороны могут получить внешнее финансирование судебного процесса, можно утверждать, что он недостаточно ясен (поскольку в нем прямо не указано, что внешнее финансирование легализовано) для надлежащего внесения поправок в Федеральный закон. В соответствии с нигерийским Законом о толковании, общее английское право применяется в Нигерии с учетом положений, противоречащих любому федеральному закону.
Могут возникнуть вопросы относительно того, делает ли законопроект достаточно, чтобы преодолеть правила против champerty и maintenance. Неясно, достигнет ли законопроект в его нынешнем состоянии этого порога. Исходя из этого, сторона, сталкивающаяся с финансируемым противником, может попытаться оспорить законность финансирования или даже, возможно, любой гонорар, полученный через финансируемую сторону.
Оставляя ряд вопросов неурегулированными или спорными, существует риск возникновения дополнительных сопутствующих споров. К сожалению, нигерийские суды заняты и медлительны, и перспектива втягивания в споры в национальных судах по поводу финансирования может отменить значительную выгоду от разрешения внешнего финансирования.
Будет интересно посмотреть, как Нигерия решит подобные вопросы (и более традиционные вопросы, связанные с судебным финансированием, такие, как конфиденциальность и конфликты) после принятия законопроекта.

Небольшой первый шаг, но часть большего тренда
Хотя подход Нигерии отличается от подхода Гонконга и Сингапура, реформы в Африке по-прежнему являются частью глобальной тенденции. Статистика ICC показала растущую активность в арбитраже в Нигерии в последнее время. Если бы финансирование судебных процессов было легализовано, арбитражная деятельность, скорее всего, еще более возросла бы, как это ожидается в Гонконге и Сингапуре.
После ратификации законопроекта стороны, практики и финансирующие организации будут следить за развитием событий, поскольку рынок отреагирует на косвенную легализацию внешнего судебного финансирования в Нигерии.



----- Whitecase, translated by PLATFORMA team
27.03.2019



Хотите рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию в 40 тыс человек? Есть уникальный кейс по продвижению юридических услуг? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media.



Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.