«Сибур» внедрил роботов-помощников в претензионно-судебный отдел. Цена вопроса 400 тыс.руб. Спойлер: сократился срок выставления претензий с 5 до 1 дня, выросла прибыль, а также дисциплина контрагентов. Обо всём по порядку – рассказываем.
О чем идет речь
Компания внедрила RPA-робота – это, другими словами, роботизированная автоматизация процессов – программа, которая выполняет задачи так же, как это делал бы человек, но в разных компьютерных системах. RPA-робот – это ИИ-помощник, который может заменить сотрудников на выполнении рутинных задач.
В чем отличие RPA-робота?
Он, в отличие от традиционных компьютерных программ, имитирует действия человека, выполняя задачи по алгоритму человеческого мышления. Кроме этого, такой робот лишён присущим человеку качествам: например, возможностью заболеть или уйти в отпуск. Все это также сказывается на дополнительной эффективности робота и его преимуществом перед человеческими ресурсами.
Если в ходе тестирования удастся выявить и исправить все ошибки, то в дальнейшем робот будет работать без сбоев — надежно и бесплатно. Все, что нужно для его нормальной работы, — это качественная IT-поддержка.
Среди еще одного преимущества можно выделить его относительную не дороговизну, а также интеграцию с множественными компьютерными программами
Как зародилась идея?
На рынке IT-услуг практически нет компаний, которые предлагают индивидуальные решения для роботизации претензионной работы. Большинство предложений стандартные и не учитывают потребности конкретного клиента, даже если за них за платить больше.
Тогда «Сибур» и начал искать подходящее решение. В этот момент один стажер, который устал постоянно печатать однообразные претензии, создал специальный макрос, который значительно упростил его работу. После этого он и появился первый RPA-робот.
Как устроена работа RPA-роботов в «Сибуре»?
После внедрения IT -решения в компанию, в юридической поддержке появилось отдельное digital-направление. В этом отделе работают юристы, которые увлекаются программированием и создают роботов под различные юридические задачи. Так, в арсенале уже есть:
- Робот Надежда Автологистики;
Этот робот анализирует нарушения, выставляет претензии, а также ведет учет в реестре, тем самым обеспечивая контроль ситуации. Помимо этого, робот Надежда может самостоятельно удерживать денежные средства за нарушения качества груза в процессе транспортировки. Акты, которые вносятся в реестр, анализируются спомощью самообучаемой нейросети.
- Робот по имени Гуру;
Робот создан для помощи отделу охраны труда и промышленной безопасности. Гуру, как и Надежда, выставялет претензии, а также анализирует акты о нарушениях. Кроме того, Гуру умеет удерживать суммы штрафов из предстоящих оплат, которые должны получить контрагенты.
Для контроля своих действий и самопроверки робот ежедневно предоставляет статистику. Каждый день он собирает данные о количестве актов, которые он проанализировал, а также тех, что проверяли юристы. Кроме того, Гуру показывает количество претензий, которые он выставил, а также информирует о том, сколько актов еще ожидают принятия в работу и сколько претензий остались неоплаченными.
- Разносчик оплат;
Нейросеть анализирует информацию в платежных поручениях, тем самым определяя назначение каждого платежа. Далее нейросеть находит номер и дату претензии, а также сумму, которая была оплачена. Затем разносчик сопоставляет эти данные с ранее выставленными претензиями, параллельно фиксируя данные об оплате в бухгалтерском учете. После этого робот создает отчет о своей работе и направляет его ответственным сотрудникам. Иногда (лишь в 10% случаев), робот не может номер претензии из платежного поручения – тогда он направляет отчет ответственному сотруднику, в котором указанаинформация обо всех неопознанных платежах. Далее сотрудник разносит эти данные вручную.
- Робот Большой Брат;
Рабочее поле робота – входящие письма. Нейросеть сортирует все заявки по предметности и делит их на претензии, возражения, ответы и акцепты, после чего распределяет их по ответственным юристам. Кроме этого, он может самостоятельно отвечать на типовые запросы и возражения. Если робот не может определить, к какому типу относится полученное письмо, он помещает его в специальную папку «Не распределено». В этом случае ответственному юристу нужно будет самостоятельнорассмотреть и распределить такие письма.
Робот базируется на самообучаемой нейросети, поэтому с каждым разом он все более точно распределяет письма и допускает все меньше ошибок.
- Судебный и претензионный робот по простоям на железной дороге;
Робот самостоятельно находит нарушения в системах и формирует претензии к виновным сторонам, после чего через некоторое время проверяет, какие претензии остались неоплаченными и создает на их основании исковое заявление, которое составляется по всем правилам, необходимым для подачи в суд. В частности, с помощью нейросети робот заполняет реквизиты ответчика и указывает условия договоров, учитывая все изменения и дополнительные соглашения. Кроме того, робот определяет, в каком суде нужно рассматривать дело, рассчитывает цену иска и размер государственной пошлины.
- Оркестратор.
Иными словами – робот-начальник. Он управляет другими роботами, запуская их в нужное время и сохраняя историю запусков, а также ускоряет алгоритмы работы. Помимо этого, робот фиксирует ошибки, которые могут возникнуть в процессе работы.
Результаты внедрения RPA-роботов на примере компании «Сибур»
1. Раньше: компания выставляла около 500 млн руб. претензий в год. Сейчас: выставляются порядка 2 млрд руб. претензий в год.2. Заметно выросла скорость выставления претензий: отныне она занимает максимум один день. Также улучшилась платежная дисциплина контрагентов, так как из-за оперативности выставления претензий они стали более ответственно относиться к своим обязательствам. Это послужило сокращению количества претензий, переданных в суд.
3. Сократилось количество ошибок в работе с претензиями, а юристы больше не тратят время на отзыв некорректных претензий либо их корректировку.