Антон Пронин: «Области для развития на ближайшие 5 лет в юртехе – блокчейн и искусственный интеллект»

Антон Пронин, директор центра инновационных решений BPM, LegalTech Кластера информационных технологий Фонда «Сколково», рассказал PLATFORMA, как создавалась карта российского Legal Tech, к каким выводам пришли ее создатели, есть ли возможность у российских юридических стартапов стать востребованными на Западе и какие из них наиболее перспективны.

Антон, расскажите, пожалуйста, как возникла идея сделать карту российского Legal Tech? По каким критериям оценивали компании?

Идея пришла после того, как увидел карту Legal Tech Startup Landscape от Thompson Reuters. Появилась идея создать аналогичную карту российских технологических решений. Параллельно такая же идея пришла моему коллеге Дмитрию Ведеву из ГК АйТи и мы объединили усилия.
Выделили пять категорий, которые наиболее отвечают российской специфике: справочно-правовые системы, которыми все давно пользуются («Консультант», «Гарант», «Правосудие»), онлайн-биржи и онлайн-сервисы юридических услуг, системы автоматизации юридической деятельности и экспертно-аналитические системы («Право.ru» и Preferentum).
Есть еще чат-боты, которые по сути являются интерфейсом в предоставлении сервисов. Их мы пока не внесли в карту.

Зачем фонду «Сколково» нужна информация о Legal Tech-разработках?

В рамках ряда задач по цифровой экономике «Сколково» взял на себя повышенные обязательства по организации рабочих групп в части нормативного регулирования, создан Центр компетенций по нормативному
регулированию цифровой экономики совместно с Минэкономразвития. В Центр компетенций вошли представители нескольких десятков крупных компаний – банки, телеком, аудиторы и многие другие.
Параллельно в ИТ Кластере мы выделили направление по развитию LegalTech-стартапов. Мои основные задачи в рамках этого направления - анализ потребности рынка и предложений, инвестиционной привлекательности стартапов, помощь в развитии российского LegalTech.
Я также курирую те стартапы, которые уже получили статус резидента в «Сколково» и консультирую тех, кто еще «на входе». В данный момент у нас на рассмотрении около десяти компаний, которые хотят развиваться с помощь экосистемы Фонда.

То есть, у других компаний из Legal Tech сейчас есть шанс стать резидентами «Сколково»?

Да, безусловно. Есть стандартная процедура прохождения экспертизы и получения статуса резидента «Сколково».
Представители компании заполняют заявку - чем собираются заниматься в «Сколково», каким приоритетным инновационным направлениям отвечают, какой видят потенциал развития своего продукта на рынке РФ и за рубежом. Эксперты для оценки подбираются рандомно, выставляют оценки по определенным критериям в рамках прописанных категорий – единая система оценки!
Если совокупность оценок по категории больше положительная, компания имеет возможность получить свидетельство и стать резидентом.

По каким критериям эксперты оценивают инновационность проекта?

На нашем сайте прописаны приоритетные инновационные направления. Так же эксперты оценивают их по наличию аналогов на российском и зарубежном рынке - имеется ли у технологии потенциал коммерциализации на российском и зарубежном рынках, насколько он конкурентоспособен, реализуем и рентабелен.
Может быть, технологическая идея является инновационной, но технологию никто не будет покупать, потому что затраты на ее создание и обеспечение слишком высоки.

Наличие аналогов на российском и зарубежном рынках — это скорее минус?

Если слишком много аналогов, это скорее минус. Мы обязательно смотрим на потенциал получения патентов, на уникальность технологии. Но обычно каждый проект оценивает около шести экспертов, и мнение получается сбалансированным.

Когда вы сравнивали карту западных Legal Tech-проектов и российских, к каким выводам пришли?


Мы увидели большую зону развития практически во всех областях.
Например, у нас крайне мало решений из класса экспертно-аналитических систем. Это означает, что есть большой дефицит данных и компаний, которые ими обладают.
Но тем не менее те же «Право.ru» и «Гарант» имеют базу данных результатов судебных дел за несколько лет, могут анализировать статистику, строить тренды, прогнозировать. Имея данные и правильную правовую онтологию, можно работать и с предикативной аналитикой, и машины обучать, чтобы они в дальнейшем делали какие-то выводы в помощь юристам.
За рубежом непосредственно судебных дел не так много. Потому что это длительно, дорого, и у них много «предсудебных» дел.
У нас обратная ситуация. Зачастую стараются доводить до суда, потому что это не так дорого, потому что это иногда инструмент затягивания дела и т. д. С точки зрения целесообразности, это плохо. С точки зрения наработки практики и данных - хорошо.
Я думаю, что со временем, с появлением новых технологий и с накоплением этой практики, у нас тоже будет все меньше судебных дел. Будут широко использоваться экспертно-аналитические решения с предсказательной аналитикой для того, чтобы юрист смог понять вероятность исхода конкретного дела.

Какие из вошедших в рейтинг решений лично вам кажутся наиболее перспективными и востребованными юридическим сообществом? А какие из них недооценены?

На мой взгляд, недооценены консультационные боты. Например, интеллектуальный бот, которого делает «Правовед.ru» - лично я верю в их перспективность.
В отношении решений по автоматизации юридической деятельности есть скепсис в юридическом сообществе. Кто-то считает, что это продукт для юристов, но зачем юристу это покупать, если потенциально он будет лишать себя работы. Это ошибочное мнение, и мы очень часто на этот счет дискутируем.
Юристы получают возможность заниматься более интеллектуальной работой — это первое. Второе — у них появится возможность обрабатывать намного больше запросов, нежели ранее. И третье — снизится риск человеческого фактора, то есть ошибки и субъективизма, в том числе снизится вероятность и репутационных рисков компании. Мне кажется, эти технологии нужны, важны и широко востребованы как в b2b, так и в b2c-секторе.
«Правовед.ru» несколько лет обучали машину с помощью юристов, т. е. юристы заполняли определенные кейсы, машина это запоминала, и сейчас машина может на некоторые вопросы отвечать автоматически. Понятно, что право у нас большое, сложное, местами противоречивое, и у них пока опыт только в определенной области. Но такие инструменты, я думаю, будут появляться в разных областях права.
Что перспективно? Перспективно машинное обучение и искусственный интеллект. Причем не только в юриспруденции. Сейчас есть задача, в том числе и в рамках цифровой экономики, усилить эти области и технологии.

Есть ли возможность у российских юридических стартапов стать востребованными на Западе?

Насколько мне известно, «Право.ru» активно масштабируются на Запад с продуктом автоматизации юридической деятельности. В части удобства продукта и его стоимости они вполне могут быть конкурентоспособными.
В октябре планируем участвовать в LegalTech конференции во Франкфурте с компанией Симплоер, которая занимается технологиями для создания смарт-контрактов.
Есть примеры из других областей. Например, в области автоматизации бизнес-процессов резиденты «Сколково» из компании Comindware выиграли в этом году три тендера на американском рынке. Показательно, что мы взяли эти тендеры на рынке, родоначальники которого – американцы.

Какие сейчас, на ваш взгляд, самые интересные проекты в Legal Tech в России и в мире?

За рубежом кардинально другое право, другая потребность в автоматизации. Те векторы развития, которые актуальны там, абсолютно не показательны для нас.
Могу выделить украинский проект по созданию роботов-юристов – Bot.Lawyer. Создатели – молодые ребята Нестор Дубневич и Валентин Пивоваров, инноваторы в своей области. Мы обсуждали их возможное резидентство в «Сколково», если они захотят масштабироваться на Россию и я с радостью поддержу ребят.
Среди интересных проектов назову и “Правовед.ru» Мало кто верил в будущее этой платформы, тем не менее в августе они привлекли $1 млн от фонда AddVenture.
Отмечу «Право.ru» и Preferentum, которые уже много лет в этой сфере, имеют в составе научных специалистов, работающих с аналитикой данных и машинным обучением. Недавно и «Гарант» презентовал прототип системы «Сутяжник», направленность которой так же в сторону предсказательной аналитики.
В целом, технологии для автоматизации юридической деятельности, консультаций «физиков» и «юриков» уже есть, дело только за данными и интерфейсом.
Единственные области для развития на ближайшие 5 лет в юртехе – это технологии блокчейн и искусственный интеллект.

Что «Сколково» дает своим резидентам?

Резиденты получают налоговые льготы, доступ к возможностям технопарка инновационного центра «Сколково» и сообществу партнеров и заказчиков. «Сколково Ventures» помогает привлечь инвестиции в стартапы. Помимо этого у нас есть различные сервисы: например, лаборатории, центры коллективного пользования, где стартапы могут пользоваться 3D-принтерами, лазерной резкой, программными сервисами. Есть Центр защиты интеллектуальной собственности (ЦИС), где можно получить юридический сервис по патентованию как в России, так и за рубежом. Большую часть сервисов можно покрыть микрогрантами. Так же Фонд выделяет гранты на развитие стартапов. Фондирование происходит на безвозмездной основе, то есть «Сколково» не входит в долю и в совет директоров. Он выделяет финансирование только на задачи, согласованные с фондом. На мой взгляд, рынок Legal Tech имеет колоссальный потенциал, в ближайшее время он будет только расти. Сейчас много ключевых драйверов для развития этой темы. Этому способствует и государственная поддержка, и преобразования в нашей жизни через развитие цифровой экономики.

-- Нина Данилина --

PLATFORMA размещает интересные новости правового характера с обязательным указанием источника. Присылайте материалы для размещения на info@platforma-online.ru

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.