Антон Пронин, директор Центра юридических технологий Фонда Сколково |LegalTech
Согласно мировой статистике, менее 10% стартапов выживают в первый год работы. И только 3-5% из них становятся действительно эффективными.
За пару лет через меня в рамках менторской работы в Skolkovo, различных конкурсов и конференций прошли больше 400 стартапов. Многие из них имеют схожие заблуждения и наступают на одни и те грабли. Все распространенные ошибки стартаперов можно разложить на 5 пунктов.
1. “То что я делаю, точно кому-нибудь нужно”
Именно так абстрактно многие стартапы отвечают на вопрос, какую конкретную проблему они решают.Это неправильный ответ. Ваш продукт должен решать проблему пользователя. Тут может быть 3 вида проблем-потребностей: реальная проблема, зуд и «nice to have». Чем они отличаются?- Реальная проблема. Например, пользователю нужно быстро добраться из точки А в точку Б. Именно на этой потребности выросли Uber и Яндекс.Такси. Такие решения хорошо масштабируются, так как потребитель в них нуждается.
- Зуд — по сути проблема, но меньшая по масштабу, когда пользователь может обойтись другими способами, но это будет дорого, не так удобно, затратно по времени. Если мне предложат сайт с меньшим количеством нажатий клавиш для достижения результата, скорее всего я выберу его. Этот принцип применяется в интернет-магазинах, в которых можно оформить заказ, нажав на одну кнопку.
- «Nice to have» — без продукта вполне можно существовать, но с ним жизнь становится удобней и красивей. Например, подставка для IPhone или что-то прикольное, как ярко-неоновые кроссовки Nike, или яркие велосипеды и скейты.
2. «Я сделал нечто уникальное»
Каждый второй стартап так считает. Лично меня такие заявления настораживают. Плохая новость — почти все уже придумали. Хорошая — можно учесть чужой опыт и сделать лучше или, как минимум, не хуже.Сейчас многие стартапы применяют машинное обучение, считая, что делают что-то гениальное. Многие из них идеалисты, которые предвкушают, что когда допилят проект, все обалдеют. На мой взгляд, пилить полтора года проект — неправильно. Нужны ошибки, именно они дают необходимый опыт. Fail fast!
Во-вторых, вера в собственную уникальность означает обычно, что анализ конкурентных решений сделан плохо или не сделан вовсе. Знать и адекватно оценивать возможности своих конкурентов - вот что сделает вас действительно уникальным.
3. «Другие не смогут сделать то, что сделал я»
Практически все стартапы в последнее время – калька, качественная копия уже придуманных решений.Проанализировав несколько сотен стартапов, я не увидел ничего кардинально нового. И это хорошо. Важно не слишком увлекаться исследовательской деятельностью, а получить в итоге нужный рынку продукт.
Часто у меня спрашивают «ну что, роботы по Сколково ходят? На Марс мы полетим?». Встречный вопрос — зачем? Зачем конкретному Пете Иванову сейчас роботы и Марс? Ведь у него много понятных, приземленных проблем, над решением которых трудятся светлые умы стартапов. Хотя безусловно, нужны и те, кому мы будем «петь оды» после жизни, производящие идеи и продукты не для нашего времени, а для будущего.
4. «Мне нужны бабки»
Спросите участников акселерационных программ, зачем они пришли. И узнаете, что 80% аудитории пришли за бабками. “Дайте их нам и мы все сделаем сами” — таков их ответ.В наше время посевные инвестиции, Фонды, пытающиеся набить свой портфель для хороших показателей, сильно разбаловали стартапы и, что печально, поменяли им вектор развития. Показателем качества стартапа стали инвестиции. А ведь часто для проверки гипотез не нужны инвестиции. Нужно время для тщательного анализа ценностного предложения и постоянное прохождение цикла «Гипотеза-тестирование-подтверждение».
На мой взгляд, если стартап не проверил несколько гипотез, деньги для него токсичны. Инвестиции нужны только на конкретные ресурсы, упакованные в плане на 1-3 года - на разработку, на масштабирование.
5. «Всем стартапам нужны деньги».
В последнее время некоторые возмущенные инвесторы разводят руками «мы предлагаем стартапам деньги, а они отказываются! Да что это за глупые стартапы такие». Исходя из пункта 4 мы уже понимаем, что такие стартапы вполне себе умные. И их цель - сделать продукт, который кто-то купит.Помимо того, что важно понимать для чего инвестиции, не менее важно выбрать правильного партнера. На мой взгляд, инвестор, который без разбора сеет в стартапы — не лучший партнер. Я рекомендую стартапам работать лишь с теми, кто знает индустрию, вникает в тему стартапа и трезво прогнозирует, когда сможет вернуть инвестиции.
-- Антон Пронин для PLATFORMA
PLATFORMA размещает интересные новости правового характера с обязательным указанием источника. Присылайте материалы для размещения на press@platforma-online.ru