LegalTech – информационные технологии в помощь юридическому бизнесу

Развитие современных технологий неизбежно затрагивает все возможные сферы деятельности, не оставляя исключением и юридическое направление. Каких-то 10-15 лет назад пределом мечтаний практикующего юриста была лишь актуальная информационно-справочная подсистема с кодексами и электронный ежедневник для учета задач. Сегодня же технологии позволяют не только реализовать полноценную автоматизацию рутинных и повторяющихся задач, но и вплотную приблизились к решению достаточно интеллектуальных вопросов.

LegalTech — это информационные технологии в юриспруденции, направленные на оптимизацию организационных процедур и техническое обслуживание юридической деятельности.

В каких сферах используется LegalTech?

Развитие юридических IT-стартапов как в частной сфере, так и амбициозных и дорогостоящих проектов на государственном уровне неизменно охватывает практически все направления юриспруденции.

Можно выделить три основных направления, где активно применяются LegalTech-технологии:

  1. Организационная работа. Автоматизированные системы постановки и контроля задач, информационно-справочные подсистемы, системы хранения данных – все то, что облегчает труд юриста и позволяет тратить меньше времени на отчетно-учетные действия. Автоматизированный контроль сроков, важных стадий процесса или исполнения тех или иных задач постепенно заменяет классический блокнот и ручку, без которых опытные юристы не мыслят и одного рабочего дня.
  2. Решение базовых правовых задач. Автоматизированное составление шаблонных писем, ходатайств, заявлений и другой документации. Подобные сервисы могут использоваться как внутри отдельно взятой компании, так и размещены в публичном доступе – для упрощения работы граждан с простыми документами. В государственном секторе один из типовых примеров – система ГАС «Правосудие», используемая в судах, которая при условии грамотной настройки и использования всех ее возможностей способна в автоматизированном режиме формировать до 90% текущей отчетности и до 30-35% сопроводительной и типовой документации.
  3. Интеллектуальный анализ. Сложные системы анализа судебной практики, типовых задач или же механизмы для продуманного составления шаблонизированной документации с отражением ключевых блоков. Подобное направление активно развивается в судебной системе, будучи направлено на упрощение судейской работы и снижение нагрузки на судей по типовым делам. В юридическом бизнесе искусственному интеллекту отводится особая роль при разработке чат-ботов и онлайн-консультантов, которые призваны с первых секунд общения правильно определить проблематику клиента, отсеять «пустые» обращения и далее передать общение живому человеку.

При этом развитие LegalTech-индустрии сегодня может похвастаться действительно амбициозными и смелыми проектами, которые буквально вчера снисходительно оценивают как неудачную шутку, а уже завтра – начинают активно внедрять в собственной компании.

Настолько ли все радужно?

Увы, есть и негативные тенденции – классический рынок юридических услуг может оказаться под угрозой, особенно в части составления базовой судебной и внесудебной документации, а также консультирования. Платную консультацию или услугу по составлению документа можно легко и непринужденно получить прямо онлайн и при этом на порядок дешевле, нежели при обращении в офис к юристу или адвокату.

Однако эксперты предлагают не паниковать: если где-то убыло, то в другом месте обязательно прибудет. Разгрузившись от «текучки» юристы могут сосредоточиться на сложных делах, где не обойтись помощью роботизированных систем. Если же юрист изначально выстроил свою специализацию лишь на простых задачах, то ему уже стоит задуматься о расширении спектра услуг — иначе конкуренции с онлайн-сервисами ему не выиграть.

Внедрение же LegalTech в компаниях различных уровнях, а особенно – в малом или среднем бизнесе, также существенно тормозит человеческий фактор:

  • Отсутствие необходимых специалистов для поддержания работы информационных систем. Решением может стать удаленное сопровождение аутсорс-специалистами, но оно не всегда применимо к тем или иным задачам.
  • Нежелание сотрудников осваивать новые технологии и перестраивать привычный уклад работы. Если человек привык 15 лет вести учет важных дел в блокноте – переучить его на электронные системы будет ой как непросто, особенно при недостатке компьютерных знаний.
  • Недостаточная компьютерная грамотность. Адвокат может быть хорошим юристом, но вот знакомство с IT-технологиями чаще всего ограничено текстовым редактором и соцсетями. Даже использование вполне дружелюбных решений может стать непреодолимой проблемой, тратить на решение которой время (а оно — деньги) никто не захочет.
  • Отсутствие комплексных решений. Справочно-правовая система, электронная картотека дел, CRM для работы с клиентами, электронный документооборот — все это несколько отдельных систем, каждую из которых нужно сопровождать и технически обслуживать. В итоге расходы на содержание десятка программ различного профиля несоизмеримы с выгодой и на «коне» окажется тот LegalTech-разработчик, который сможет предложить максимально удобное комплексное решение большинства базовых задач.

В любом случае в ближайшие 5-10 лет стоит ожидать серьезного изменения структуры рынка юридической услуг и сферы юриспруденции в целом именно благодаря повсеместному распространению высоких технологий.