За «приземление» зарубежных IT-гигантов заплатит российский потребитель

Из двух зол иностранный бизнес выберет более прибыльное. Но заплатит за «приземление» зарубежных IT-гигантов всё равно российский потребитель, считает юрист адвокатского бюро A2 Дени Мурдалов.

В начале июля Владимир Путин подписалзакон «О деятельности иностранных лиц в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации». Под его действие с 1 января 2022 года подпадают иностранные владельцы сайтов и программ, к которым за сутки обращаются более пятисот российских пользователей; которые распространяют рекламу, получают платежи и обрабатывают персональные данные россиян.

По сути, это все крупные социальные сети и торговые онлайн-площадки. Теперь они должны открыть в России филиал, представительство либо юридическое лицо; а также выполнять ряд регуляторных требований, в том числе связанных с регистрацией личного кабинета на сайте Роскомнадзора. За их несоблюдение компаниям грозят различными последствиями: от запрета осуществления платежей до полного ограничения доступа, видимо, по образцу блокировки и замедления работы небезызвестных мессенджера и поисковика. Как именно будут привлекать к ответу, пока не понятно, но думаю, что скоро мы это узнаем.

Такие нововведения упрощают работу регуляторов с компаниями, для чего специально предусматривается создание личного кабинета на сайте Роскомнадзора, через который будут передаваться все документы. В открытом доступе на сайт РКН размещается перечень таких лиц в виде общедоступной информации. Такие иностранцы теперь будут принимать и рассматривать обращения граждан, для чего специально создается электронная приемная на сайте компании. В свою очередь, филиалы должны самостоятельно ограничивать доступ к информации, запрещенной на территории РФ.

Закон этот, вызвавший широкую дискуссию, действительно многогранен, однако я коснусь грани бизнесовой – как юрист, ведущий иностранных инвесторов через дебри российских правовых джунглей.

Есть для таких юрлиц один из двух путей: либо открытие филиала или подразделения в стране; либо поиск партнёра для создания совместного предприятия, который возьмет на себя операционную деятельность в наших реалиях. Закон даёт возможность для реализации обоих вариантов, и оба несут издержки.

В первом случае придётся нести большие затраты: и временные, и финансовые. Необходимо понять механизм открытия, нанять консультантов, организовать менеджмент, изучить регуляторные требования, торговые, санкционные, налоговые, трудовые и иные аспекты. Это исследование пройдёт несколько итераций и ступеней управленческой иерархии, прежде чем дойдёт до высшего звена, которое примет решение и спустит его вниз. Ключевой здесь вопрос для иностранных компаний – окупить издержки, не потеряв российского клиента. И для таких расчётов те полгода, которые закон даёт, представляется недостаточным.

Что касается создания совместного предприятия, то вопросы на исследовании будут аналогичны тем, что и в первом случае, за исключением надобности их прямой реализации самостоятельно.

Но вместе с тем большую долю времени заберет поиск партнера и налаживание с ним сотрудничества. Чтобы сделать это до 1 января 2022 года во время пандемии, надо было начинать вчера.

Таким образом, перед иностранными IT-гигантами встаёт стандартный выбор между тем из зол, что принесёт больше прибыли. Вместе с тем видимые негативные последствия для них не такие серьезные, как могли бы быть. В любом случае этот закон мало способствует привлечению прямых инвестиций в российскую экономику. А компенсация конечных затрат, как обычно, ляжет на плечи пользователей – российских граждан.



------ Дени Мурдалов для PLATFORMA Media

Голосуйте за финалистов конкурса «Лучший юридический сайт» на сайте PLATFORMA

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.