Разбираемся с использованием изображений людей в рекламе: когда нужно согласие, а когда - нет

В юридической компании Semenov&Pevzner основательно разобрали нюансы использования изображений людей в рекламных материалах. Выделим ключевые моменты.

Согласно общему правилу, право на внешний облик - это важное личное неимущественное благо, поэтому использование изображения человека, как правило, требует его согласия.

Однако есть исключения, когда можно использовать изображения человека без его согласия. К таким относятся:

⁃ государственные, общественные или иные публичные интересы (если цели - некоммерческие)

⁃ изображение публичной личности

⁃ съёмка в общественных местах

⁃ групповые фотографии

⁃ социальные сети.

Кейс: Попытка Сергея Безрукова запретить газете «Комсомольская правда» использовать свое фото не увенчалась успехом: суд отметил, что актер - публичная личность, а тема публикации о его личной жизни уже была общедоступна и представляет общественный интерес.

Но!

Запрещается использовать фотографии, которые могут принести моральные страдания или оскорбить человека, изображение которого публикуется.

Кейс: Кейт Миддлтон добилась удаления своих фото «топлес», опубликованных одним из французских журналов. Суд признал изображения посягательством частной жизни и на достоинства женщины.

Публикуйте с осторожностью

⁃ Фотобанки: проверяйте, попадает ли фотография со стока под требования свободного использования изображения граждан.

⁃ Социальные сети: использование фото или видеоролика из соцсети без согласия гражданина возможно только если это предусмотрено условиями пользования этой соцсетью.

Согласие обязательно

⁃ Профессиональные модели или актеры: для коммерческих съемок необходимо заключить договор с лицами на использование их изображений.

⁃ Смерть человека: после смерти человека его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей.

⁃ Отзывы клиентов: размещение фотографии клиента рядом с отзывом на сайте компании требует его разрешения.

Кейс: Сбербанк для рекламного ролика с AI- изображением Жоржа Милославского запросил разрешение у его наследников.

Последствия нарушения прав

Человек может подать претензию или иск, требуя запрета на использование контента, компенсации морального вреда и возмещения убытков.

Кейс: молодожены, фотографии со свадьбы которых использовались компаниями в рекламе колец и свадебного тура, добились через суд удаление этих изображений. Суд установил, что разрешения на использования фото не было, а свадьба - не публичное мероприятие.

Рекомендации

⁃ Оценивайте необходимость согласия. Перед съемкой с изображением человека, оцените, требуется ли его согласие.

⁃ Заключайте договор: в письменной форме пропишите условия использования изображения, включая передачу прав, способ использования, место размещения, срок, вознаграждение.

⁃ Будьте внимательны с фотобанками и соцсетями: проверяйте условия использования изображений.

⁃ Не забывайте о правах наследников: получайте разрешение у наследников для использования изображения умершего человека.

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.