В юридической компании Semenov&Pevzner основательно разобрали нюансы использования изображений людей в рекламных материалах. Выделим ключевые моменты.
Согласно общему правилу, право на внешний облик - это важное личное неимущественное благо, поэтому использование изображения человека, как правило, требует его согласия.
Однако есть исключения, когда можно использовать изображения человека без его согласия. К таким относятся:
⁃ государственные, общественные или иные публичные интересы (если цели - некоммерческие)
⁃ изображение публичной личности
⁃ съёмка в общественных местах
⁃ групповые фотографии
⁃ социальные сети.
Кейс: Попытка Сергея Безрукова запретить газете «Комсомольская правда» использовать свое фото не увенчалась успехом: суд отметил, что актер - публичная личность, а тема публикации о его личной жизни уже была общедоступна и представляет общественный интерес.
Но!
Запрещается использовать фотографии, которые могут принести моральные страдания или оскорбить человека, изображение которого публикуется.
Кейс: Кейт Миддлтон добилась удаления своих фото «топлес», опубликованных одним из французских журналов. Суд признал изображения посягательством частной жизни и на достоинства женщины.
Публикуйте с осторожностью
⁃ Фотобанки: проверяйте, попадает ли фотография со стока под требования свободного использования изображения граждан.
⁃ Социальные сети: использование фото или видеоролика из соцсети без согласия гражданина возможно только если это предусмотрено условиями пользования этой соцсетью.
Согласие обязательно
⁃ Профессиональные модели или актеры: для коммерческих съемок необходимо заключить договор с лицами на использование их изображений.
⁃ Смерть человека: после смерти человека его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей.
⁃ Отзывы клиентов: размещение фотографии клиента рядом с отзывом на сайте компании требует его разрешения.
Кейс: Сбербанк для рекламного ролика с AI- изображением Жоржа Милославского запросил разрешение у его наследников.
Последствия нарушения прав
Человек может подать претензию или иск, требуя запрета на использование контента, компенсации морального вреда и возмещения убытков.
Кейс: молодожены, фотографии со свадьбы которых использовались компаниями в рекламе колец и свадебного тура, добились через суд удаление этих изображений. Суд установил, что разрешения на использования фото не было, а свадьба - не публичное мероприятие.
Рекомендации
⁃ Оценивайте необходимость согласия. Перед съемкой с изображением человека, оцените, требуется ли его согласие.
⁃ Заключайте договор: в письменной форме пропишите условия использования изображения, включая передачу прав, способ использования, место размещения, срок, вознаграждение.
⁃ Будьте внимательны с фотобанками и соцсетями: проверяйте условия использования изображений.
⁃ Не забывайте о правах наследников: получайте разрешение у наследников для использования изображения умершего человека.